Что в итоге
Как видно, кроме аппаратной замены и метода вытеснения также существуют специальные промывки-добавки для АКПП или промывочные масла в коробку автомат. Некоторые владельцы также используют керосин или бензин.
В любом случае, после промывки нужно проверять коробку, оценивать качество ее работы, убедиться в отсутствии шумов, пробуксовок, рывков и т.д. Напоследок отметим, что существуют разные типы АКПП, при этом далеко не всегда можно и нужно использовать отдельные промывки.
Специалисты по ремонту и обслуживанию АКПП рекомендуют проводить очистку спецсредствами только в случае острой необходимости, то есть избегать добавок или промывочных составов. Другими словами, лучше всего чистить автомат трансмиссионным маслом, причем полностью подходящим по свойствам для той или иной АКПП.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть гидроблок АКПП. Из этой статьи вы узнаете, для чего необходимо промывать гидроблок коробки-автомат, как снять гидроплиту, а также что нужно учитывать при разборке и сборке гидроблока.
Чтобы избежать загрязнения коробки, лучше своевременно менять масло, а также делать поправку на условия эксплуатации (замена производится раньше, чем положено по регламенту). Такой подход позволяет исключить риски, которые возникают после использования промывочных масел АКПП, чистящих присадок в отработку и, тем более, керосина, бензина или солярки.
https://youtube.com/watch?v=gF6HDJOFkXk
Как промыть АКПП самостоятельно
Итак, полностью промывать АКПП рекомендуется в тех случаях, когда жидкость АТФ была сильно загрязнена, масло в коробке давно не менялось, в целях профилактики и т.д. При этом промывка АКПП своими руками является вполне доступной процедурой и вполне может быть выполнена в условиях гаража. Отметим, что существует несколько доступных способов промывки, которые обычно совмещают с заменой масла в АКПП.
- Первый способ заключается в том, что сначала из коробки сливается отработка, затем выполняется замена фильтра АКПП, потом коробку промывают, масло снова сливается, после чего ставится чистый фильтр, заливается новая порция жидкости строго по уровню.
Чтобы реализовать такую задачу, потребуется иметь 12-15 литров жидкости ATF или Dexron. При этом не рекомендуется смешивать разные жидкости и продукты в целях экономии. После того как старое масло было слито, заменен масляный фильтр и поддон АКПП установлен на место, в коробку заливается свежее масло.
Затем к системе охлаждения АКПП подключается промывочный аппарат (патрубки аппарата соединяются с системой в местах, где подключается радиатор АКПП). После этого двигатель заводят, затем агрегат работает 10-20 минут.
После ДВС можно глушить, подождать некоторое время, пока масло стечет в поддон, повторно снять поддон, слить масло, снова заменить фильтр АКПП. По окончании меняется прокладка сливной пробки АКПП, прокладка поддона или наносится герметик.
Аппарат остается подключенным к системе охлаждения. Далее нужно снова завести мотор, позволить залитому ранее маслу пройти по системе несколько кругов. Во время промывки нужно также включать разные режимы АКПП, чтобы масло растекалось по разным каналам и магистралям, очищая все детали АКПП.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется замена масла в автоматической коробке передач. Из этой статьи вы узнаете, когда масло в АКПП нужно менять и почему, а также как выполняется замена трансмиссионной жидкости в коробке-автомат.
После того, как вытыкаемая из аппарата жидкость станет полностью чистой, а количество заливаемого масла будет равно тому количеству, которое вытекает, можно считать процесс оконченным. Такой способ промывки и замены масла в АКПП принято называть полнопоточным.
- Теперь рассмотрим более простой способ, так как промывка АКПП в этом случае не представляет ничего сложного. Фактически, процедура частично похожа на промывку двигателя, когда используются специальные промывочные средства, которые заливаются прямо в отработку. Простыми словами, промывка добавляется в старое масло. Единственное, как и в первом случае, требуется иметь в распоряжении промывочный аппарат, который подключается к патрубкам системы охлаждения АКПП.
В двух словах, коробка прогревается, в прогретое старое масло заливается промывка, затем подключается аппарат. После этого нужно завести двигатель, селектор АКПП выставляется в положение P «паркинг» или «нейтраль» N. Пока двигатель работает, масло циркулирует по системе, происходит очистка.
После того, как масло с добавками очистило агрегат, промывку можно считать завершенной. Затем отработка сливается, причем важно удалить из агрегата максимально возможное количество масла. Теперь остается только залить свежее масло по уровню. Как видно, это способ проще, так как не нужно дважды заливать и сливать жидкость (сначала удалять отработку, затем промывку) и менять фильтры АКПП до промывки и после.
Еще отметим, что в некоторых случаях также используется специальное промывочное масло АКПП, содержащее специальные добавки. Данное решение заливается в АКПП после слива отработки, затем, по окончании процесса очистки, промывку нужно слить и залить свежее масло, предварительно заменив фильтр коробки-автомат.
- Промывка автоматической коробки передач (АКПП) соляркой, бензином или керосином также является доступным способом. При этом без острой необходимости применять такое решение на практике не рекомендуется, так как некоторые АКПП могут оказаться предельно чувствительными к тому, что залито в агрегат, то есть выйти из строя или начать работать некорректно.
Варианты упрощённых способов промывки АКПП
Начнём с классического метода, который, хоть и не требует демонтажа и разборки коробки, является достаточно трудоёмким. Важно приобрести правильное трансмиссионное масло, рекомендованное производителем. Если у вас отсутствуют такие сведения – желательно проконсультироваться со специалистами, или посетить официальные странички дилеров – словом, озаботиться применением для промывки подходящего масла.
Доливаем масло в АКПП
Сама процедура выполняется в следующей последовательности:
- сливается старое трансмиссионное масло, для чего автомобиль нужно прогреть (на холостом ходу это сделать не удастся, так что придётся немного покататься по городу). Дело в том, что горячее масло более жидкое, поэтому и сливается намного лучше;
- найдите на нижней стороне масляного поддона сливное отверстие и открутите пробку. Как правило, она представляется собой обычный укороченный болт, в современных автомобилях – с утопленной головкой. Дождитесь, пока масло не перестанет капать;
- демонтируйте сам масляный поддон. При его снятии будьте осторожны – на нём наверняка имеются остатки масла и грязи. Промойте поддон снаружи и изнутри, используя обезжиривающие средства, и вытрите насухо;
- для промывки автоматической коробки нужен насос, длинные шланги и ёмкость достаточного объёма. Длительность процедуры – от 15 минут до часа, в зависимости от степени загрязнённости АКПП;
- после промывки нужно установить новый маслофильтр и заменить прокладку поддона на новую. Обычно фильтр трансмиссии располагается снизу, в районе клапана, и становится легко доступным после демонтажа поддона. Способ фиксации может быть разным – от защёлок до болтового крепления. Встречаются и варианты установки маслофильтра снаружи корпуса коробки;
- прокладку лучше посадить на герметик, после чего можно приступать к установке на штатное место поддона;
- осуществляем заливку свежей трансмиссионной жидкости;
- проверка уровня ТМ осуществляется посредством щупа, при этом заливать жидкость нужно медленно, не торопясь, делая небольшие паузы, постоянно вверяясь с показаниями щупа;
- запустите силовой агрегат и дайте ему поработать определённое время, совершите небольшую поездку с использованием всех режимов коробки, после чего следует обследовать её на наличие подтёков.
Второй метод предполагает промывку АКПП соляркой. В этом случае после слива отработанного ТМ в трансмиссию следует залить такое же количество солярки. Через два часа жидкость сливают, и затем осуществляют промывку по описанному выше алгоритму.
Это достаточно старый способ, которым часто пользовались для промывки не только коробок передач, но и двигателей автомобилей и спецтехники во времена, когда специализированных промывочных средств еще не было.
Если вам неохота возиться со снятием поддона, имеется альтернативный метод – троекратная заливка самого дешёвого варианта подходящего трансмиссионного масла. На каждом из этапов рекомендуется определённое время поездить на машине (до 500 км), и только после затем заливать качественную жидкость. Говорят, что такая процедура демонстрирует вполне приличные результаты, поскольку считается, что само масло (разумеется, чистое) обладает отличными чистящими свойствами.
Наконец, можно использовать для промывки АКПП димексид или авиакеросин. В этом случае алгоритм будет следующим:
- сливаем отработанное ТМ, как рассказано в самом начале;
- заливаем равноценное количество керосина (его достать не так просто) или димексида (средства, часто используемого для очистки двигателей внутреннего сгорания);
- после 20-30-минутной выдержки сливаем промывочную жидкость и заливаем подходящее трансмиссионное масло (можно из самых дешёвых);
- катаемся примерно 800-100 километров, и только после этого тщательно сливаем масло и заливаем качественное свежее.
Отзывы о работе автоматической коробки после такой очистки могут быть диаметрально противоположными, так что данную процедуру следует выполнять на свой страх и риск.
Несколько правил
Работать лучше на ровной поверхности. Поднимите автомобиль достаточно высоко от земли, чтобы удобнее было проводить чистку.
Соблюдайте осторожность при работе с горячими компонентами, особенно с выхлопной системой.
Убедитесь, что у вас есть подходящая жидкость для вашего автомобиля. Существует много типов масел, и некоторые производители даже требуют специфические средства для конкретной марки машины.
Второй способ
Опытные автомобилисты рекомендуют использовать для промывки солярку.
Как же промыть АКПП:
- Наливают полную коробку солярки, оставляют на 2 часа.
- Слить жидкость. Чтобы ускорить процесс, можно немного поддомкратить и покрутить руками колесо.
- Затем проводят дальнейшую промывку, как в первом способе.
Таким методом пользовались трактористы и автомобилисты, когда не было такого количества профессиональной химии.
Первый способ
Проконсультируйтесь с профессионалом по автомобильным деталям, чтобы убедиться, что вы купили правильное масло.
После слива отработки, необходимо заменить старый фильтр на новый и промыть коробку. Промывание лучше проводить на яме, потому что придется откручивать поддон, чтобы удалить остатки жидкости.
Процесс проведения манипуляции:
- Есть специальный аппарат, патрубки которого присоединяют на место где стоят патрубки системы охлаждения автоматической коробки передач.
- Для начала необходимо слить старое масло. Для этого необходимо разогреть автомобиль, включив двигатель на несколько минут. Жидкость будет сливаться намного быстрее, если будет слегка теплой.
- Слейте жидкость и снимите масляный поддон трансмиссии. Поместите большой дренажный поддон под масляный поддон трансмиссии и постарайтесь не проливать жидкость. На некоторых моделях авто есть сливная пробка. Найдите ее. Пробка для слива обычно представляет собой стандартную резьбовую пробку, расположенную в одном углу масляного поддона трансмиссии. Снимите ее и дайте жидкости слиться, затем снова установите. Вся отработка, грязь и металлические частички должны удалиться.
- Очистите масляный поддон внутри и снаружи. Автоматические трансмиссии очень чувствительны к загрязнению и посторонним веществам. Используйте обезжириватель, чтобы очистить внешнюю поверхность поддона, очиститель внутренней поверхности и прокладок.
- Промыв коробку, необходимо установить новый фильтр, заменить прокладку поддона и закрепить герметиком. Большинство фильтров коробок передач расположены на нижней части корпуса клапана и хорошо видны после снятия масляного поддона трансмиссии. Некоторые такие элементы просто защелкиваются. Другие фильтры удерживаются болтами, которые могут различаться по длине. Крайне важно, чтобы эти болты были переустановлены в правильном положении. В других трансмиссиях используются внешние фильтры, которые напоминают масляные фильтры двигателя.
Усложнённая очистка автоматической трансмиссии
Более качественная обработка коробки-автомата требует её демонтажа. В этом случае вам предоставляется возможность прямого доступа к полостям трансмиссии. Сущность полной промывки коробки-автомат заключается в следующей последовательности действий:
- осуществляем слив отработанной ТЖ (как это делать, мы уже знаем);
- демонтируем трансмиссию в сборе;
- разбираем все съёмные узлы АКПП, тщательно промываем их в бензине или керосине;
- продуваем каналы трансмиссии, используя сжатый воздух;
- заменяем все расходники – фильтры, прокладки;
- осуществляем сборку агрегата и установку его на штатное место;
- заливаем свежее ТМ;
- обкатываем трансмиссию в щадящем режиме на протяжении недели.
Отметим, что для соленоидов АКПП промывки может оказаться недостаточно – их следует также тщательно продуть.
Аппаратная замена масла в коробке передач
Подобное мероприятие следует осуществлять только в тех случаях, когда производится ремонт автоматической коробки. Если в этом потребности нет – можно ограничиться обычной промывкой, выбрав наиболее подходящий вариант из вышеописанных.
Промывка радиатора трансмиссии
Как и силовой агрегат, коробка во время работы сильно греется и требует охлаждения. По этой причине в конструкции автоматической трансмиссии предусмотрено наличие теплообменника, успешно справляющегося с отводом тепла. Но при условии, что его каналы не загрязнены, поскольку в этом случае его охлаждающая способность резко снижается, а узлы коробки подвергаются перегреву. Если при замене масла вы обнаружили, что поддон сильно загрязнён – это косвенный признак того, что и внутри радиатора не всё хорошо.
Грязь на масляном поддоне АКПП
Поэтому так важно знать, как промыть систему охлаждения АКПП, без чего ресурс коробки заметно снижен. Обычно эта процедура проводится совместно с промывкой самой трансмиссии при плановой замене масла.
Наиболее эффективным считается способ, предусматривающий использование специальных присадок для промывки радиаторов, базовый состав которых включает смесь из водных растворителей и спиртов. Приводим последовательность действий:
- отсоединяем масляные патрубки от коробки, к входному присоединяем шланг, ведущий к промывочному аппарату (компрессору, насосу), второй заводим в подготовленную заранее ёмкость;
- если для промывки автоматической коробки используется насос, следует заполнить его приёмную ёмкость сольвентом и закачать его в радиатор через возвратный участок магистрали, пока жидкость не начнёт выливаться из подающего участка магистрали (то есть промывка осуществляется снизу-вверх). Затем она должна попадать в приёмную ёмкость и дальше двигаться по циклу. Промываем минут 10-15, при этом промывочная жидкость будет становиться всё грязнее;
- меняем сольвент на чистый и выполняем повторную промывку;
- если применяется промывочное средство в аэрозольной форме, промывка осуществляется сверху вниз, при этом жидкость следует подавать до тех пор, пока из возвратной магистрали не будет течь более-менее чистый раствор;
- после завершения промывки нужно осуществить осушку радиатора, для чего используем воздушный компрессор;
- заливаем в теплообменник около литра чистой ТЖ, проверяем пропускную способность радиатора;
- если она осталась неудовлетворительной, такой радиатор подлежит замене.
Использование промывочного средства в аэрозольной упаковке существенно упрощает процесс промывки теплообменника, однако более качественно это можно сделать с помощью насоса (можно использовать даже ручной вариант), не говоря о профессиональном промывочном аппарате.
Как проверить проходимость радиатора после промывки? Для этого второй конец шланга возвратной магистрали следует подать на ёмкость для сбора ТЖ, желательно градуированную. Затем заливаем в трансмиссию свежее масло в регламентированном объёме, запускаем мотор и даём ему поработать на холостом ходу при 1000 оборотах/минуту на протяжении 20 секунд. За это время из шланга обратки должно вытечь минимум 1 литр жидкости. Если меньше – наличие проблем с охлаждением автоматической коробки посредством промывки радиатора устранить не удалось.
Промывка гидроблока АКПП
Гидроблок является одной из главных компонентов любой автоматической коробки, и любая его неисправность означает наличие проблем в работе всёй трансмиссии. Физически гидроблок представляет собой металлическую клапанную плиту с достаточно сложной внутренней геометрией, в которой находится большое количество более мелких деталей и узлов: каналов, клапанов, минимум четырёх соленоидов, множества измерительных приборов/датчиков. Именно гидроблок обеспечивает нормальное функционирование муфт сцепления и фрикционов, поэтому так важно следить за его состоянием и выполнять все регламентные работы по его техобслуживанию.
Новый гидроблок коробки передач
В их число входит и промывка, обычно выполняемая при замене масла с разборкой агрегата. Перед тем, как самостоятельно промывать гидроблок АКПП, следует подготовить следующие расходники и рабочий инструмент:
- новый маслофильтр;
- прокладка гидроблока и поддона АКПП;
- регулятор давления ТЖ;
- уплотнительное кольцо для заливной горловины;
- свежее трансмиссионное масло в количестве 10-12 литров;
- баллонный карбклинер;
- бензиновый растворитель «Галоша» (5 литров);
- пару кистей с жёстким ворсом;
- достаточное количество мягкой безворсистой ветоши;
- вместительная ёмкость.
Все работы следует осуществлять в идеально чистом месте, поскольку попадание мелких соринок в узлы гидроблока сведут на нет результаты вашей работы.
Алгоритм демонтажа и разборки трансмиссионного гидроблока:
- откручиваем сливную пробку коробки (может потребоваться ключ нестандартной формы, например, типа «звёздочка»);
- сливаем в приготовленную посудину смазочную жидкость, закручиваем пробку поддона;
- демонтируем сам поддон (он крепится обычными болтами), снимаем заглушку, прикрывающую электрический разъём;
- отсоединяем разъём, провернув пластиковый замок-защёлку;
- приступаем к демонтажу гидроблока, откручиваем сначала болты, удерживающие заднюю и переднюю части блока;
- аккуратно демонтируем плату;
- откручиваем остальные и предельно аккуратно снимаем малый подблок;
- медленно, соблюдая предельную осторожность, приподнимаем первую промежуточную пластину ГБ, с остальными поступаем так же. Осторожность здесь нужна, чтобы не допустить выпадения пружин;
- вынимаем штоки.
Теперь можно приступать к промывке гидроблока. Мы уже знаем, чем промывают автоматические коробки передач. В данном случае используется карбклинер – очень распространённое и эффективное средство для очистки карбюраторов. Разбираем гидроблок, все детали аккуратно обрабатываем кисточкой, а затем протираем нашей промывочной жидкостью. При работе с карбклинером следует обязательно соблюдать меры безопасности: надевать защитные очки и прорезиненные перчатки, поскольку попадание жидкости на открытые участки кожи могут привести к локальным ожогам.
Особое внимание уделяем промывке соленоидов и клапанов, после чего удаляем остатки очистителя сухой ветошью и смазываем детали бензином.
Сборку и монтаж ГБ осуществляем в обратной последовательности. Следим, чтобы при затяжке четырёх болтов усилие составляло порядка 11 Нм, так что без динамометрического ключа лучше эту операцию не выполнять.
Как только гидроблок встал на место, можно приступать к снятию с картера старого слоя герметика и нанесению нового. Устанавливаем поддон на место, прикручиваем, крепим привод селектора и заливаем свежее ТМ.
Запускаем мотор, даем ему некоторое время поработать на ХХ, пока масло не растечётся по всему гидроблоку. Поочерёдно переводим рычаг селектора во все положения с временной задержкой порядка 15-25 секунд.
Промывка фильтра автоматической КПП
Встроенная система очистки масла в автоматических трансмиссиях является двухуровневой: за избавление от металлических загрязнителей отвечает магнитный фильтр, устанавливаемый в поддоне (такая же система используется на многих современных моделях для очистки моторного масла), за очистку масла от остальных загрязнителей отвечает маслофильтр, обычно монтируемый на клапане управления автоматической трансмиссией. Он представляет собой либо мелкоячеистую сеточку, либо выполняется из бумажного или синтетического фильтровального материала.
Отработанный фильтр автоматической КПП
Чтобы получить доступ к обоим фильтрам, требуется демонтаж поддона коробки. Уже по внешнему виду фильтровальных элементов можно без труда определить, насколько загрязнена трансмиссионная жидкость, а специалист даже может с достаточной долей уверенности указать, какая именно деталь трансмиссии оказалась наиболее изношенной и требующей проведения ремонтно-восстановительных работ.
В домашних условиях это единственный способ диагностики состояния коробки-автомат, и он по понятным причинам далеко не идеален. Более информативным считается обследование АКПП в условиях СТО, где специалисты, использующие специальное оборудование, в состоянии обеспечить выполнение следующих диагностических процедур:
- проверку уровня линейного давления в масляной магистрали;
- функционирование регулятора давления АКПП;
- работоспособность управляющих электронных клапанов.
А вот обслуживающие операции (замена фильтров, чистка клапанов, замена масла) вполне могут проводиться и в гаражных условиях.
Масляные фильтры, применяемые в автоматических КПП, можно разделить на две категории: многоразовые изделия, которые можно чистить и применять повторно, и одноразовые, которые не подлежат регенерации. Разумеется, ресурс одноразовых фильтров намного больше – их рекомендуется менять при каждой плановой замене ТМ, то есть примерно каждые 40-50 тысяч километров.
Одноразовые фильтровальные элементы устанавливаются во многие переднеприводные модели японских авто Mitsubishi и Mazda (сошедших с конвейера 1990 года), на машины марки Mercedes-Benz и на большинство заокеанских авто, при этом, если речь идёт об «американцах» и «японцах», поиск оригинальных фильтров может оказаться безрезультатным.
Многоразовые изделия в качестве фильтрующего элемента используют мелкоячеистую сеточку, обрамлённую жёсткой рамой. Большинство автовладельцев ограничивается промывкой сеточки в ёмкости с сильнодействующим раствором и последующей продувкой сжатым воздухом. Более продвинутые умельцы не ленятся развальцевать фильтр, достать металлическую сеточку и подвергнуть её более тщательной чистке и промывке, включая обработку внутренних полостей.
Отметим, что на многих АТС сегодня используется аппаратура, позволяющая производить замену масла и очистку автоматической трансмиссии методом отсоса смазывающей жидкости через патрубок для измерения уровня масла в коробке (тот, в котором располагается щуп).
Однако из-за несоблюдения технологии зачастую эффект от такой обработки не соответствует ожиданиям. Дело в том, что каждая операция доливки трансмиссионной жидкости сопровождается запуском двигателя, который обычно работает на протяжении максимум 10 минут, причем в стационарном положении (полагается проезд 100-150 километров). Этого недостаточно для полноценного смешивания ТЖ.
Таким образом, часть свежего масла отсасывается при проведении второй и третьей замены. Очевидным недостатком такого метода можно назвать невозможность оценки состояния фильтровальных элементов, которые позволяют судить о потенциальных неисправностях трансмиссии. К сожалению, в этом случае невозможно избавиться и от наиболее тяжёлых фракций загрязнителей, скапливающихся на дне поддона.
Так что возможность проверки уровня давления нивелируется перечисленными выше недостатками, которые можно исключить при самостоятельной промывке автоматической коробки.
Промывка гидротрансформатора АКПП
К сожалению, очистка гидравлического трансформатора без вскрытия «бублика» — операция заведомо малоэффективная, если не сказать бесполезная. После разрезания корпуса становятся доступными все внутренности гидротрансформатора, которые можно оценить на наличие дефектов.
Сборка гидротрансформатора коробки передач
После проверки можно начинать очистку, причём в первую очередь следует обратить внимание на следующие компоненты ГТ:
- лопасти турбин;
- детали механизма сцепления;
- сальники/уплотнительные кольца.
После очистки все детали устанавливаются на место, а корпус заваривается. При этом качество сварного шва должно быть идеальным, то есть обеспечивать полную герметичность. Что касается эстетического вида, то здесь всё индивидуально.
Понятно, что специалисты сервисного центра смогут выполнить все эти операции с соблюдением технологий и более качественно, но если у вас имеется опыт проведения таких работ, если ваша квалификация сварщика позволяет восстановить целостность корпуса гидротрансформатора не в ущерб внешнему виду, почему бы не использовать гаражный ремонт? Ведь в этом случае вы сэкономите весомую часть семейного бюджета, которую можно использовать для других более важных целей.
#Гидроблок АКПП#Гидротрансформатор АКПП#Промывка автоматической трансмиссии#Фильтр автоматической ККП
Как часто требуется промывать АКПП
При активной эксплуатации коробки передач рекомендуется проводить промывку АКПП, в частности, очищать каналы гидроблока, одновременно с полной заменой трансмиссионного масла (замена масла в АКПП с промывкой). Эксплуатационный срок трансмиссии транспортного средства напрямую зависит от частоты проведения данных мероприятий. Промывка АКПП при замене масла означает, что периодичность работ равна 30 – 70 тыс. км пройденного пути. Интервал между мероприятиями по уходу за АКПП устанавливается, в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства.
Когда проводится преждевременная очистка автоматической коробки передач? Основные причины внеочередного очищения АКПП:
- некорректное переключение передач при переводе селектора АКПП в определенный режим;
- толчки и подергивания автомобиля при разгоне;
- нестабильная работа коробки автомат в выбранном режиме.
Данные проблемы возникают при повышенной загрязненности системы каналов гидроблока АКПП. Если замечен хотя бы один из перечисленных признаков, необходимо срочно прочистить элементы гидросистемы автоматической коробки передач.
Важно: Если промывка не привела к ожидаемым результатам, значит неисправны конкретные элементы АКПП.
Для чего нужно промывать автоматическую коробку передач
Процедура промывки АКПП важна по той причине, что во время работы, смазывающее средство теряет свои моющие свойства. Масло постепенно накапливает в себе продукты износа механических деталей, разнося их по всей коробке переключения скоростей.
При рабочей температуре в 70 – 80 градусов по Цельсию эти продукты плавятся, а затем во время остывания автомата оседают на тех местах, где остановились в последний раз. Таким образом образуется нагар.
Например:
- на магнитах поддона можно увидеть металлическую стружку;
- на фрикционных дисках образуются налипшие комки от перегретой резины фрикционов;
- в клапанах гидроблока оседает стружки и накипь от отработанной жидкости, которая оставляет свои следы на стенках. В результате клапана перестают своевременно закрываться и открываться.
Вышеперечисленные причины приводят к тому, что внутри АКПП падает давление, появляются рывки и пинки. Автомат может упасть в аварийный режим и автомобиль не тронется с места.
Внимание! Многие автолюбители скажут, что промывка – это та же полная замена трансмиссионной жидкости и не нужно лишний раз разбирать автомат. Эксперты утверждают, что какой бы ни была полной смена смазывающей жидкости, часть масла с продуктами износа остается в глубоких уголках АКПП и не вымывается ни при какой замене.
Поэтому промывка коробки автомат должна проводится регулярно с каждым профилактическим техническим обслуживанием.
Читать
Снятие, промывка и ремонт гидроблока АКПП 5hp19
Зачем нужна промывка коробки автомат
В процессе работы АКПП количество грязевых отложений увеличивается, что является причиной выхода из строя как отдельных деталей, так и механизма в целом. Некоторые автолюбители считают, что можно обойтись обыкновенной заменой трансмиссионного масла и масляного фильтра. Однако, как показывает практика, чтобы восстановить стабильное функционирование АКПП, простой замены смазочного материала не всегда бывает достаточно. Чтобы самостоятельно наладить работу автоматической коробки передач, промывка АКПП своими руками – самое верное решение.
В чем заключается суть такого действия, как промывка для АКПП? Ответ прост: определяется доступный способ очистить полости коробки передач от скопившейся грязи. Чаще всего применяется метод промывания системы каналов автомата при помощи потоков смазочной жидкости. Иногда в состав трансмиссионного масла добавляется специальное промывочное средство или жидкость для промывки АКПП (Liqui Moly).
Если и это не помогло, коробка передач полностью разбирается. После чего каждая деталь очищается вручную с использованием бензина, а также сжатого воздуха.
Каждый из описанных методов с успехом применяется на практике. Результаты грамотно проведенной очистки коробки автомат ощутимы в следующих проявлениях:
- Снижается вероятность возникновения поломок автоматической коробки передач.
- Возрастает эксплуатационный срок всего механизма.
- Корректируется работа АКПП.
Чтобы промывка автоматической коробки передач привела к максимальной эффективности, необходимо грамотно и точно выполнять каждую операцию.
Для чего нужна промывка автоматической трансмиссии
Как уже отмечалось выше, в процессе эксплуатации автомобиля в системе смазки трансмиссии накапливается немалое количество различных осадков – мельчайшей металлической стружки, резиновой пыли, продуктов распада фрикционов и прочих загрязнителей, оседающих на внутренних поверхностях АКПП, в каналах и рабочих полостях гидравлической подсистемы автоматической трансмиссии.
Автоматическая коробка передач в разрезе
Накапливаясь, эти загрязнения начинают сказываться на работоспособности коробки, что проявляется постепенным снижением комфортности использования АКПП.
Для того, чтобы предупредить появление подобных неприятностей, многие автомобилисты прибегают к процедуре промывки АКПП при плановой замене масла. Сущность её заключается в максимально полном удалении из системы скопившейся грязи, однако сделать это можно разными способами, о которых мы поговорим позже. Главное, что все они в той или иной степени помогают избавиться от загрязнений, что в конечном итоге позволяет добиться следующих преимуществ:
- уменьшить вероятность возникновения поломок коробки-автомата, поскольку ремонт этого узла – удовольствие не из дешёвых;
- продлить общий ресурс трансмиссии;
- устранить мелкие отклонения в работе коробки, если они являются результатом загрязнения каналов и полостей гидравлики.
В сети можно встретить разные мнения касательно полезности выполнения данного мероприятия, но в действительности не стоит подвергать сомнению, что чистая коробка прослужит дольше, чем грязная. Всё дело в технологии очистки трансмиссии – если она несовершенна, то и результат окажется соответствующим.
Особенности усложненной очистки коробки
Если коробка передач снимается с машины для последующего ремонта, рекомендуется промыть полости АКПП не стандартным способом, а используя более сложные манипуляции. Порядок действий:
- Слить масло из коробки.
- Демонтировать АКПП с транспортного средства.
- Полностью разобрать механизм.
- Тщательно промыть каждый элемент в бензине (солярке, керосине).
- Продувка каналов гидроблока сжатым воздухом.
- Замена расходных запчастей (фильтрующих элементов, прокладок, сальников, уплотнений и пр.).
- Сборка АКПП в первоначальное состояние.
- Установка коробки автомат на машину.
- Заправка системы трансмиссионной жидкостью ATF.
- Обкатка автоматической коробки передач.
Важно: При обкатке транспортного средства необходимо придерживаться щадящих режимов, не допускать резких маневров, крутых поворотов, экстренных торможений и прочих повышенных нагрузок. Процесс адаптации АКПП длится несколько дней (от 4 до 7).
Промывка коробки автомат без демонтажа с машины
Данная процедура проводится при помощи специального аппарата. Стандартный перечень работ, проводимых работниками СТО:
- Сначала сливается отработанное старое масло. Чтобы вытекло максимальное количество использованной жидкости снимается поддон коробки автомат, выкручивается сливная пробка.
- После слива жидкости все детали устанавливаются на прежнее место.
- Подключается устройство, заполненное новым трансмиссионным маслом.
- Заводится двигатель.
- Мотор работает не менее 15 минут.
- В это время масло под давлением проходит через все каналы гидросистемы АКПП.
- Повторно сливается ATF масло из АКПП.
- Демонтируется изношенный масляный фильтр и на его место устанавливается новый фильтрующий элемент.
- Заменяется прокладка поддона коробки автомат.
- Заливается свежее трансмиссионное масло.
Совет: При желании в промывочное масло добавляются специальные средства для повышения эффективности очистки коробки автомат. Однако опытные мастера предупреждают, что использование данных средств не всегда положительно сказывается на дальнейшей работе автоматических коробок передач, и сами с большой осторожностью применяют дополнительные присадки в масло.
После выполнения полно-проточной промывки АКПП рекомендуется проверить, как работает механизм. Особое внимание нужно уделить отсутствию шумов и посторонних звуков в коробке автомат. Также требуется проанализировать степень комфортности управления селектором – он должен двигаться достаточно свободно и легко.
Как применять ЛАВР
Как своими руками промыть трансмиссию? Сделать это несложно, если использовать ЛАВР.
- Промывочная жидкость наливается в отработавшее автомасло через маслозаливную горловину (сто миллилитров средства на один литр нефтепродукта).
- Посредством эстакады либо домкратов передние колеса авто поднимаются над землей.
- Заводится мотор, режимы трансмиссии произвольно меняются на протяжении десяти минут.
- По завершении промывки отработанный нефтепродукт с промывающим средством сливается, наливается свежее автомасло.
ТО трансмиссии не включается в сервисный регламент авто. Если автомобиль был куплен с рук, нет никакой гарантии, что все необходимые процедуры проводились вовремя и правильно.
В любом сервисном центре вам скажут, что смазка КПП при эксплуатации меняет собственный оттенок и консистенцию. Обусловлено это окислением, накапливанием продуктов изнашивания. Данные изменения влияют на функционирование трансмиссии.
Способы чистки АКПП
Правильное обслуживание АКПП заключается в очищении имеющихся полостей коробки от скопившейся грязи. Подобная процедура выполняется с пропусканием через систему небольшого количества масла и его последующим сливом. В идеале автовладелец должен демонтировать гидроблок, вскрыть его, выполнить ручную очистку всех внутренних элементов, промыть фильтр АКПП, после чего продуть воздухом, протереть бензином, прогнать по системе масло и лишь после этого выполнить сборку коробки в обратной последовательности.
В редких случаях для очистки АКПП в старое масло добавляют специальную автохимию и промывочные присадки, которые, находясь в смазке, размягчают отложения, быстро удаляя грязь.
Всё, что останется сделать автовладельцу, — это выполнить своевременную замену масла.
Подобный способ промывки АКПП может использоваться в качестве профилактики серьезных загрязнений. Если коробка уже плохо переходит на повышенную и пониженную передачу, необходимо ее вскрывать и чистить вручную.
Цели присадок в АКПП
Гидромеханическая коробка работает на масле ATF. Это и рабочее тело, и смазка, и очиститель, и антифрикционная присадка. Высокие нагрузки, перегрев, несовершенная формула снижают качество жидкости. Производители автохимии предложили решение по «спасению» автомата: чтобы увеличить срок службы агрегата, добавьте специальную присадку.
Присадки в АКПП действуют по-разному:
- в новых коробках сокращается время обкатки, увеличивается износостойкость поверхностей трения, т.е. присадки работают в профилактических целях;
- в старых машинах добавки «лечат» небольшие дефекты: устраняют засорения, восстанавливают металлические и резиновые детали, уменьшают зазоры.
Основу триботехнических составов для автомата составляют минералы в сочетании с полимерами. Кондиционеры металла вместо полимеров содержат мелкодисперсные порошки мягких металлов и активные вещества. Различаются и свойства присадок: одни могут влиять на характеристики ATF, а другие воздействуют только на детали коробки.
Снижение шума и вибрации АКПП
Вибрации и гул в работе АКПП появляются из-за микроударов в механизме переключения передач. Причина — износ деталей. Под действием переменных напряжений, перегрузок, усталостного разрушения зубья шестерней истираются. Форма зубьев искажается, снижается прочность детали. Увеличивается зазор в зацеплении шестерней, и в последствии нарушается плавность работы.
Читать
Демонтаж, ремонт и замена АКПП на новую или контрактную
Предотвратить износ поможет создание твёрдого слоя на поверхности шестерней и качественная смазка соединения. Присадки для автомата содержат геомодификаторы, которые осаждаются на металле, и за счёт молекулярных соединений сцепляются с поверхностью. Получается плёнка толщиной 15 микрон.
Составы с ревитализантами работают на атомно-молекулярном уровне. Принцип действия заключается в разломе структуры металла и создании новой кристаллической решетки. Новый слой в 300 микрон выравнивает геометрию детали, уменьшает зазоры. .
Восстановление давления масла
Даже самая хорошая жидкость со временем теряет свои свойства. В последствии автомат накапливает грязь в виде стружки, фрикционной пыли, углеродистых отложений. Шлаки забивают каналы гидроблока, соленоиды, фильтр. В системе падает давление, и коробка переключается с задержками.
Замена масла и фильтра улучшит ситуацию, но свежая жидкость впитает в себя грязь и быстро состарится. Кроме того, не все отложения растворимы в ATF. Для решения проблемы существуют моющие присадки, которые избавляют коробку от осадков, выводя загрязнения со сливом жижи.
Необходимые материалы и приспособления
У отдельных моделей автомобилей масляный поддон картера не подразумевает его замену. Перед тем как приступать к смене масла и прочистке АКПП, следует приобрести новый поддон картера. Его выбирают по vin-номеру, чтобы деталь совпала с оригинальной запчастью. Самостоятельно промыть гидроблок АКПП не составит труда. Для выполнения этой работы потребуются следующие приспособления и материалы:
- Прокладка от масляного поддона.
- Фильтр для масла в АКПП.
- Прокладка гидроблока.
- Уплотнительные кольца.
- Кисточки с жестким ворсом.
- Различная ветошь.
- Средство-карбклинер.
- 5 литров бензина.
- Трансмиссионное масло.
Автовладельцу необходимо загнать автомобиль на эстакаду, демонтировать гидроблок и выполнить его очистку. Использовать для этого специальные жидкости для промывки масла можно лишь в том случае, если отсутствуют серьезные загрязнения масла и АКПП.