Пн-сб: 08:00—18:00
whatsapp telegram vkontakte email

Проверяем сцепление механической КПП: простые, но действенные способы

Шумы и посторонние стуки – стандартные признаки неполадки сцепления, которые могут возникать в самых разных ситуациях. Также при этом имеет место неполное включение или выключение, залипание педали, пробуксовка. Если какая-либо из перечисленных неполадок есть, то необходимо проверить сцепление. Как это сделать? Об этом мы и поговорим в данной статье.

как проверить сцепление

Как проверить сцепление?

Есть несколько методик проверки. Основная базируется на использовании измерительного оборудования, которого у вас, скорее всего, нет. Речь идет о специальном измерительном калибре. Плюс такого способа заключается в том, что диски сцепления не требуют демонтажа – автомобиль достаточно поднять на подъемнике.

На такую проверку уйдет много времени, но зато метод позволит получить точный результат. Такой способ проверки применяется на СТО. Как проверить сцепление на машине еще? Есть и другие альтернативные методы, которые не требуют оборудования.

Основные неисправности

Как правило, они выявляются в механизме смычки и размыкания. Диски либо плохо расходятся, либо плохо прижимаются. Это явление приводит к тому, что сцепление «водит» или «буксует». Признаки, обычно, заметны водителю и без тестеров и приборов. Запах горелого, плохой разгон машины (особенно в горку), потеря скорости при переключении передачи, пробуксовка.

Все эти выявленные огрехи не просто говорят, а кричат: как можно скорее нужен ремонт сцепления. Иначе, могут возникнуть проблемы, которые приведут к ДТП или значительным поломкам вашего авто. Поэтому, рекомендуется уделять вопросу, как проверить сцепление на МКПП, довольно серьезное внимание.

Источник: autoflit.ru

ПОЧЕМУ БУКСУЕТ,ВЕДЕТ СЦЕПЛЕНИЕ. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ!!!ПОЧЕМУ БУКСУЕТ,ВЕДЕТ СЦЕПЛЕНИЕ. ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ!!!

Как БЫСТРО проверить сцепление. 2 лучших способа проверить ИЗНОС дисков сцепленияКак БЫСТРО проверить сцепление. 2 лучших способа проверить ИЗНОС дисков сцепления

Проверка при проскальзывании

как проверить сцепление ваз

Такая проверка производится в том случае, если есть предпосылки к неправильной работе сцепления. Но в зависимости от характера поломки методика может отличаться. Самая распространенная ситуация – это проскальзывание сцепления. В этом случае правильность его работы проверяется следующим образом:

  1. Ставим автомобиль на ручник.
  2. Запускаем мотор.
  3. Активируем третью передачу (можно четвертую).
  4. Выжимаем сцепление и выдавливаем педаль газа.

Если мотор при этом заглох, то, скорее всего, диск сцепления изношен и требует замены. Однако подобный результат не всегда точен.

Проверка пробуксовки

Как проверить диск сцепления еще? Второй способ не предполагает использования каких-либо специальных методик. Водителю при езде в городском режиме просто необходимо внимательно следить за поведением автомобиля. Например, если машина очень тяжело едет вверх, присутствует запах гари или падение скорости без видимых причин, то имеет место пробуксовка. В этом случае можно попытаться заменить диск сцепления, однако в данном случае виновниками подобного поведения транспорта могут быть и другие элементы системы, а сцепление может оказаться исправным. Так что потребуется дополнительная диагностика.

как проверить сцепление на машине

К чему приводит пробуксовка сцепления

Пробуксовка сцепления – это одна из самых распространенных проблем, которая возникает с механизмом. Ее можно диагностировать по следующим признакам:

  • Машина серьезно потеряла в динамике и тяге, например, двигатель стал с трудом преодолевать подъемы;
  • Автомобиль медленно набирает скорость;
  • В салоне чувствует запах горелой резины.

Если вовремя не провести диагностику сцепления при описанных выше симптомах, проблема может привести к повреждениям маховика двигателя или первичного вала коробки.

Когда сцепление «ведет»

Когда сцепление «ведет», то появляются неприятные звуки из коробки передач, а передачи включать становится труднее. В этом случае есть способ, как проверить сцепление:

  1. Включаем мотор, выставляем нейтральную передачу.
  2. Выжимаем педаль сцепления.
  3. Включаем первую скорость.

Если при активации передачи приходится прикладывать усилия и при этом имеют место странные звуки из коробки, то это в первую очередь говорит о том, что диск маховика не отцепляется. Чаще всего подобная проблема решается с помощью прокачки гидравлики и регулировки педали.

как проверить диск сцепления

Как узнать «убитое» сцепление

Выявить «убитое» в хлам сцепление совсем несложно, причем сделать это можно без помощи специалистов. Совет простой и действенный, подходит для абсолютного большинства автомобилей. Все что нужно сделать, попытаться тронуться на 4-5 передаче, подав чуть-чуть больше газа. Если после такого «варварства» мотор заглох – то все в порядке, сцепление работает. Если такого не произошло, то стоит как можно быстрее обратиться за помощью к специалистам. Скорее всего со сцеплением не просто проблемы, а его уже давно пора менять. Также есть вероятность того, что износился даже маховик.

Проверка износа диска

Напомним, что диск сцепления обязательно имеет свой ресурс. Многие владельцы автомобилей забывают о нем и меняют только тогда, когда ездить на машине становится некомфортно. В городском режиме движения этот ресурс уменьшается быстро, и если машина «пробежала» около 70-80 тысяч километров в городе, то диск сцепления просто обязан «барахлить». Однако при движении на трассах машина может проехать и более 300 тысяч километров без замены диска сцепления.

Проще всего определить степень износа диска сцепления с помощью хода педали. Для этого необходимо:

  1. Установить машину на ровную площадку.
  2. Завести двигатель и прогреть до рабочей температуры.
  3. Включить первую передачу и медленно отпускать сцепление. При этом нельзя допускать, чтобы двигатель заглох. Обращаем внимание, на каком моменте начинается передача крутящего момента на колеса. При появлении вибрации на кузове машины прекращаем проверку.

Если сцепление начало схватывать в самом начале хода педали, то это говорит о том, что с диском все в порядке и его степень износа либо низкая, либо она вообще отсутствует (диск новый). Если схватывание осуществляется в середине хода педали, то это может свидетельствовать об износе диска, но не всегда. На некоторых машинах может быть подобная регулировка педали, при которой диск схватывает на средине хода педали.

В том случае, если схватывание осуществляется в самом конце хода педали или вообще имеет место пробуксовка, то это говорит об изношенном диске, который требует замены. При наличии запаха гари диск сцепления нужно менять срочно, иначе есть риск повреждения маховика.

Как определить износ сцепления

Система сцепления, применяется во всех современных автомобилях в паре с механической КПП. На этот узел приходится главная задача по передаче и регулировке крутящего момента, от двигателя автомобиля к его ходовой части. Средним ресурсом основных деталей сцепления принято считать 120-150 тысяч километров. При появлении первых симптомов неисправности рекомендуется, незамедлительно произвести ремонт с заменой износившихся деталей, в противном же случае есть риск остаться на трассе с неподвижным автомобилем. сцепление

Износ каких деталей бывает в сцеплении:

Диск сцепления

Под нагрузкой большого крутящего момента, фрикционные накладки стачиваются и становятся мало эффективными. По мимо всего прочего сильная истертость накладок, приводит к высокой вероятности повредить маховик двигателя. Заклепки, крепящие накладки к самому диску, оголяются и начинают царапать маховик, в результате чего происходит его перегрев и дисбаланс.

Демпферные пружины-служат для гашения колебаний и мягкости передачи нагрузки. В постоянном процессе фрикционного трения, температура диска сцепления может достигать порядка 200-300 градусов, что не благоприятно сказывается на стальных пружинах. Они теряют свою эластичность, лопаются, становятся короче. Производительность их падает.

Выжимной подшипник

Основная задача выжимного подшипника заключается в перемещении диска сцепления от выжимного диска (корзины) и маховика. Износ данной детали проявляется в первую очередь в появлении люфта в самом подшипнике.

Выжимной диск (корзина сцепления)

Как правило сама корзина сцепления, способна выхаживать ресурс больший, чем диск и выжимной подшипник, раза в 2 а то и 3 больше. Но делать этого мы не рекомендуем. От перегрева, лепестки выжимного диска лопаются и могут повредить не только детали системы сцепления, но и двигателя. Выжимной диск в процессе эксплуатации подвергается стачиванию, его толщина становится меньше, при высоких температурах, появляется вероятность его раскалывания на несколько частей.

Привод сцепления

По определению на легковых автомобилях, применяется система механического и гидравлического привода сцепления. Второй вариант является куда более распространенным и используется на большинстве современных машин.

В свою очередь гидравлический привод делится на:

  • Рабочий цилиндр сцепления- который приводит перемещение непосредственно выжимного подшипника.
  • Главный цилиндр сцепления- передает усилие водителя воздействующего на педаль сцепления, через систему трубопроводов, на рабочий цилиндр у корзины.

Проверка выжимного подшипника

Недостаточно просто знать, как проверить сцепление. Также нужно уметь проверять выжимной подшипник, т. к. этот элемент в системе трансмиссии играет важную роль. Часто его поломку путают с поломкой всей системы сцепления.

Проверка осуществляется при нажатой педали сцепления, т. к. именно в этом положении осуществляется передача крутящего момента на подшипник. Он отходит и тянет за собой диск сцепления. Поэтому не рекомендуют удерживать нажатой педаль сцепления слишком долго, т. к. это оказывает нестабильные нагрузки на данную деталь и ведет к ее быстрому износу.

Явный признак износа подшипника – звуки при нажатой педали сцепления (стуки, шорохи). Впрочем, если подобные звуки появляются в холодное время, то волноваться не стоит. Эта деталь при низких температурах имеет малый коэффициент расширения из-за высокой прочности стали. А сам стакан, где находится узел целиком, имеет высокой коэффициент расширения. Поэтому при нагреве звук должен пропасть.

Кроме этого, имеют место и другие признаки, которые говорят о неисправности сцепления: некорректное переключение передач, невозможность включить некоторые передачи вообще. Также стоит обратить внимание на дергание автомобиля при езде на скоростях.

Надежные и простые методы диагностики сцепления автомобиля

В дороге бывают ситуации, когда сцепление автомобиля выходит из строя, а отремонтировать его или заменить комплектующие сложно, даже если поблизости есть населенный пункт. Лучше всего периодически проводить диагностику важных узлов, есть несколько надежных и простых методов, о которых стоит рассказать подробнее.

Признаки неисправности сцепления. Проверить сцепление на пригодность можно даже на ходу, стоит только обратить внимание на несколько факторов, указывающих на его поломку:

  • Затрудненное переключение передач
  • Рывки после переключения скоростей
  • Затрудненная езда, особенно при движении в гору
  • Посторонние звуки при езде
  • Запах горелого материала

Основные поломки. Определить, исправно ли сцепление «на глаз», вряд ли получится. Обычно проблемы выявляются при диагностике важных узлов на СТО. Чтобы посмотреть, исправны ли детали, до них приходится сначала добираться, для чего потребуется снять сцепление. Процедура проблематичная и долгая, однако есть основные признаки того, что система работает не так, как должна.

Механизм сцепления достаточно прост по устройству, а насколько долго он прослужит, зависит от привычек водителя и его манеры вождения. К примеру, если владелец забывает убрать ногу со сцепления на светофорах и во время пробок, выжимной подшипник выйдет из строя намного быстрее.

Выявить неисправность достаточно просто. При этом необходимо приложить дополнительное усилие при переключении передачи. Похожие признаки могут указывать и на износ тросика сцепления.

Износ диска сцепления. Если часто буксовать и начинать движение на высоких оборотах, диск сцепления выходит из строя, понять это по нескольким признакам достаточно легко. При стандартных условиях он рассчитан на использование до достижения 100-150 тысяч километров пробега.

Ведомый диск сцепления проверяется с помощью простой процедуры. Для этого достаточно припарковать авто на ровной поверхности, а затем включить пятую передачу. После этого попробовать тронуться и в зависимости от результата, станет понятно, насколько печально положение вещей:

  • Если двигатель заглох, значит у диска еще не закончился ресурс и он будет работать
  • Если силовая установка продолжает работать, систему сцепления, скорее всего, придется менять

Ведет ли сцепление. Есть еще один простой способ проверить, полностью ли подключается сцепление, как принято говорить у водителей, не «ведет» ли оно. Обычно данная поломка сопровождается посторонними звуками, а переключать скорости получается только с усилием. Чтобы проверить, есть ли неисправности, достаточно завести двигатель, выжать сцепление и нажать первую передачу.

Если во время процедуры возникают какие-либо трудности, появляются посторонние звуки, поломка «на лицо».

Также «ведет» себя сцепление, если при резком переключении с первой передачи на заднюю скорость, появляются неприятные звуки.

Итог. Сцепление — это важная система автомобиля, а потому стоит следить, чтобы она находилась в рабочем состоянии. Для этого есть несколько простых и надежных методов, при которых нет необходимости посещать СТО.

Главное помнить, что езда с неисправным сцеплением опасна, в любой момент машина может выйти из строя, а при совершении какого-либо маневра водитель рискует попасть в серьезную аварию. Лучше провести предварительно диагностику и своевременно заменить комплектующие.

Как проверить цилиндры сцепления?

При неисправных цилиндрах автомобиль может либо не реагировать на нажатие педали сцепления вообще, либо реагировать неправильно. Часто автовладельцы, у которых не работает главный или вспомогательный цилиндр, жалуются, что автомобиль начинает движение даже при нажатой педали сцепления. Это в первую очередь говорит о неисправном цилиндре. Проверить их достаточно просто: учитывая, что ломаться там особо нечему, нужно только проверить, есть ли подтеки жидкости в салоне (сразу над педалью сцепления и под капотом). Если подтеков нет, то, скорее всего, с цилиндрами все в порядке.

Как понять, что сцепление работает неправильно?

Опытный водитель, сев за руль незнакомой автомашины, с первых минут движения определит, имеются ли у нее проблемы со сцеплением, пользуясь своими органами чувств:

  • если при перемещении рычага, переключающего передачи, слышны воющие звуки либо, того хуже, хруст или скрежет металла;
  • если при попытке переключения передач случаются рывки в работе двигателя;
  • если коробка отказывается переключаться на другую передачу;
  • если при нажатии включение передачи происходит не полностью (т.е. сцепление пробуксовывает);
  • если не полностью происходит выключение передачи (т.е. сцепление ведет).

Даже один из этих признаков – уже достаточный повод для тщательной и скорейшей проверки состояния сцепления.

Проверка сцепления. Способ 1

Чтобы убедиться в работоспособности вашего сцепления либо определить его неисправность, нужно выполнить следующие действия.

  1. Сесть в машину, отпустить ручной тормоз, отключить все устройства, издающие звуки при работе (вентиляторы и кондиционеры, аудиосистему и др.) для достижения полной тишины. Закрыть двери и поднять стекла.
  2. Не включая движок, нажать на сцепление, прислушиваясь к издаваемым звукам. В норме педаль должна двигаться плавно, без провалов и застреваний, и практически бесшумно. Если появился скрип или шум, нужно попытаться понять, в каком именно месте он раздается. Возможно, это всего лишь пружина возврата педали – в этом случае рекомендуется ее заменить.
  3. В машинах, где имеется тросик (Таврия и др.), он может стать источником шума, что говорит об износе этой детали. Обрыв тросика приведет к невозможности нормального нажатия педали сцепления, поэтому его состояние необходимо сразу же проверить.
  4. Включить двигатель и на нейтральной передаче выжать сцепление. Шум, раздающийся при этом действии, скорее всего, свидетельствует об износе выжимного подшипника либо троса.

Проверка сцепления. Способ 2

Этим способом можно пользоваться только в случае, когда вы уверены в исправности и отличном состоянии ручного тормоза. Последовательность действий будет следующей.

  1. Взвести ручник и завести двигатель.
  2. Выжать сцепление и переключить рычаг на первую передачу, потом понемногу отпустить педаль, не нажимая при этом на газ.

Снижение оборотов двигателя до постепенного заглушения – признак хорошей работы сцепления. Если же оно не выключается до конца, это свидетельствует о неисправности и необходимости ремонта.

Проверка сцепления. Способ 3

Можно проверить работоспособность сцепления в вашей машине еще одним способом.

  1. Завести мотор и поднять ручной тормоз. Машина стоит на нейтралке.
  2. Плавно выжать педаль сцепления полностью, до самого пола.
  3. Через несколько секунд включить рычагом заднюю передачу. Если включение происходит без усилий, ровно и гладко – сцепление в порядке.
  4. Включить первую передачу, затем заднюю, повторить переключение туда-сюда несколько раз., прислушиваясь к звукам, издаваемым коробкой, и своим ощущениям. При нормальной работе узла передачи должны переключаться тихо, без шумов и скрежета, без застреваний.
Ссылка на основную публикацию
Похожее