Содержание
- Назначение блока ДХО
- Конструкция
- Модификации блока ДХО
- Установка
- Сравнение светимости
- Видео
- Паспорт блока ДХО
- Купить
Для управления световыми приборами мы разработали и выпускаем: контроллер фар «Меркурий», контроллер ДХО «Эклипс» и реле фар «Прометей»
Блок управления ДХО «Эклипс» предназначен для автоматического включения вполнакала ближнего или дальнего света галогеновых фар автомобиля в соответствии с действующими правилами дорожного движения РФ.
Светодиоды являются очень перспективными, но их сегодняшние дешевые версии не соответствуют техническому регламенту. Устройство же дорогих версий светодиодного, в том числе и головного света автомобиля, достаточно сложно:
Блок управления ДХО
Самым надёжным и наиболее простым является вариант подключения ДХО без реле, но с использованием специального блока управления ходовыми огнями. Он обеспечивает включение ДХО после запуска двигателя, гарантирует безопасную работу, защищает от перегрузок и может быть установлен на авто с любым типом ламп, включая светодиодные.
К сожалению, среди всего разнообразия промышленно изготавливаемых блоков ДХО подавляющая часть не соответствует ГОСТу и имеет посредственное качество сборки.
Среди всего многообразия можно отметить всего 2 варианта: российский блок управления ДХО DayLight+ и немецкую продукцию от Philips и Osram. Блок управления DayLight+ разработан русским радиоинженером Исаченковым Фёдором с учетом всех особенностей бортовой сети автомобиля и обладает рядом положительных моментов:
- имеется встроенная стабилизация напряжения;
- полное соответствие ГОСТу;
- максимальная долговременная мощность нагрузки составляет 36 Ватт (для ДХО требуется значительно меньше);
- простейшая схема подключения.
Помимо вышеописанных моментов блок DayLight+ является универсальным и подходит на все автомобили с бортовой сетью 12 вольт, а также обладает хорошим качеством сборки и высокой степенью защиты от влаги и пыли.
Зачем нужны ДХО на основе штатных галогеновых фар?
А действительно, зачем? Ведь есть масса светодиодных DRL?
1. Для начала посмотрим на дешевые светодиодные ДХО. Если это сделать внимательно, то окажется что ни по площади светимости ни по светосиле они нам не подходят. К тому же большинство из них имеют синий оттенок свечения, а установка спереди автомобиля световых приборов синего свечения влечет за собой лишение прав на срок до 6 месяцев…
2. Давайте выберем дорогие LED-DRL. Сразу же возникает вопрос: куда их ставить, чтобы было красиво? Конечно, они устанавливаются на любой автомобиль, только для них на нем зачастую нет штатного места. А передняя часть любого автомобиля — это тщательно сделанная дизайнерская работа, установка дополнительных элементов весьма вероятно разрушит образ автомобиля. Сами ведь видим на дороге, сколь нелепо смотрится встречный дорогой автомобиль с установленной китайской гирляндой…
3. Цена. Пусть мы нашли достойное место установки дорогих LED-DRL. Но сама установка — это несколько нормочасов в автосервисе. Что тоже недешево.
4. Установка контроллера ДХО на основе штатных фар не меняет дизайн автомобиля и гораздо более проста в реализации. В том же автосервисе это 0.5 нормочаса.
Вариант свечения фар дальнего света в четверть мощности (механическая перекоммутация ламп последовательно) — это самый распространенный в мире вариант ДХО со штатно проложенной таким образом проводкой. Но делать эту электропроводку «с нуля» — несколько нормочасов…
Особенностью блока управления ДХО «Эклипс» является плавное управление мощностью галогеновых ламп.
Блок управления ДХО может быть установлен на любые типы российских и зарубежных автомобилей.
Для этого в блоке ДХО заложены универсальные входы и выходы. Фары в этих автомобилях могут иметь постоянное подключение как к массе, так и к батарейному питанию. Выключение блока ДХО может осуществлятся как низким, так и высоким уровнем напряжения. Большинство параметров блока ДХО доступны для изменения пользователем без использования какого-либо дополнительного оборудования.
В сравнении с распространенными таймерами задержки включения света автомобиля блок ДХО «Эклипс» имеет регулировку мощности ламп и массу дополнительных возможностей.
Назначение блока ДХО
- Удобство эксплуатации с блоком ДХО. Дневной свет автомобиля включается и выключается автоматически, тем самым исключает забывчивость водителя. Блок управления ДХО «Эклипс» окупится на первом же съэкономленном штрафе за выключенные фары. При установке блока ДХО на дальний свет фар исключается ослепление встречных, а сзади стоп-сигналы становятся гораздо заметнее, поскольку нет засветки от габаритов.
- Блок ДХО экономит ресурс галогенных ламп. Плавное включение и работа вполнакала резко увеличивают время эксплуатации галогенных ламп. Переключение на штатное включение ближнего или дальнего света тоже происходит на уже разогретых лампах и вероятность перегорания ламп существенно снижена по сравнению с «холодным» включением от штатного реле фар. В интернете распространено мнение, что резкий шоковый разогрев галогеновым полезен. Сформировано это мнение рекламными статьями производителей ламп, но если эти статьи почитать внимательно, то там идет речь о ВЫключении ламп и связанных с остыванием процессов кристаллизации-закаливания нитей накаливания.
- Экономия топлива. Снижение потребляемой мощности ламп и выключение «лишних» габаритных огней приводит к уменьшению нагрузки на генератор и уменьшению расхода топлива. Конкретное значение не столь важно, по крайней мере, это лишний бак бензина за год. И, кстати, что важно(!), на холостом ходу со включенным блоком ДХО идет зарядка аккумулятора, а с полным ближним светом — аккумулятор разряжается!
Особенности блока управления ДХО
Управление ходовыми огнями обеспечивается специальным электронным устройством – блоком, который является неотъемлемой частью важных фонарей в автомобиле. Это устройство всегда поставляется в комплектации, или же с его выходом из строя меняется на аналог. Изделие обеспечивает ряд всевозможных процессов, а соответственно без блока, сами ДХО были бы бесполезны.
Функционал блока, обеспечивающего управление ДХО
|
Преимущества блока, обеспечивающего управление DRL
- Задержка включения ДХО после зажигания автомобиля с установленным временем в 10 секунд позволяет дать временной отрезок двигателю для прогрева. Это время можно контролировать и настраивать вручную – от 5 до 25 секунд.
- Позволяет задержать включение фонарей дневного света после отключения габаритов или же ручного тормоза – это обеспечивает легкость переключения света, а также эксплуатацию ручного тормоза, без лишних и совершенно ненужных миганий фарами.
- Блок, который обеспечивает управление огнями, может подключаться к электрической цепи ближнего/дальнего света или же к габаритам, что дает возможность деактивировать ДХО, когда включаются габариты и прочий внешний автомобильный свет.
- Блок также подключается и к цепи, отвечающей за контроль ручного тормоза, что позволяет выключить дневные ходовые огни с включением тормоза.
- Индикация состояния ДХО – очень полезное преимущество, позволяющее производить постоянный контроль стабильности работы огней.
- Обеспечивает возможность автоматически управлять огнями дневного света, а также ближним, дальним лучом или же ПТФ.
И чего же состоит это небольшое электронное устройство, которое обладает рядом таких преимуществ? Сам блок изготовлен в алюминиевом корпусе, что дает возможность легко отдавать тепло в воздух. Схематично блок управления ДХО изображен на рисунке ниже.
Принцип, по которому работает блок управления ДХО: схема правильной работы
- Включаем зажигание автомобиля – через 10 секунд (или же 5-25 секунд, в зависимости от того, какое время вы выставите) включается ДХО, ближний свет или же ПТФ.
- Включаем габаритные огни – если они правильно подключены к блоку управления, то автоматически должны погаснуть ДХО.
- Выключаем габаритные огни – по прошествии 10 секунд заново включаются ДХО.
- Поднимаем рычаг, отвечающий за ручной тормоз – если вы произвели правильное его подключение с блоком управления, то ДХО должны автоматически гаснуть.
Установка блока управления ДХО
Узнать, какой из проводов к фаре коммутирует штатная система можно следующим образом. При выключенной фаре, но включенном зажигании нужно тестером померять напряжение на любом из выводов фары относительно массы. Если тестер покажет +12В, то фара коммутируется проводом «массы». Если покажет 0В — то «плюсовым» проводом.
Провода, подключаемые к блоку управления ДХО «Эклипс-А»
- Провод «+12В», питание ламп, соединенных с «массой». Может быть подключен как напрямую к аккумулятору (естественно, через предохранитель), так и после замка зажигания. При выключении зажигания ток по этому проводу практически отсутствует.
- Провод «Зажигание», слаботочное питание самого устройства и информация о факте включения зажигания.
- Провод «масса», слаботочное питание самого устройства, подключается при монтаже всегда первым и отключается последним.
- Провод «вкл», входной сигнал, например, о работающем двигателе («давление масла» или «подмагничивание генератора»). При нежелании использовать этот провод, его можно объединить с проводом зажигания.
- Два провода «выкл», разрешающие работу ДХО высоким уровнем (подачей «плюса»), и два провода «выкл», разрешающие работу низким уровнем напряжения («массой»). Данные входы удобно подсоединить к сигналам, свидетельствующих о парковке машины («ручник»), или о штатном включении фар. Можно использовать другие точки подключения или не подключать их вообще, кроме одного.
Подробнее о ДХО «Эклипс» можно прочитать в Паспорте
Примеры схем установки блока ДХО (Приора, Хонда, Судзуки, Киа, Хонда):
Российский блок управления ДХО
На фоне китайских контроллеров ДХО, выгодно отличается российский блок управления DayLight+:
- полное соответствие ГОСТу;
- качественная сборка;
- имеется встроенный стабилизатор напряжения.
Помимо вышеописанных преимуществ, российский модуль управления дневными ходовыми огнями разработан с учетом особенностей бортовой сети автомобиля и имеет неплохой запас по мощности.
Производителем заявлено возможность долговременного подключения нагрузки до 3 А или 36 ватт, что значительно больше требуемого фарами ДХО.
Защита от влаги, как и положено, здесь имеется.
Схема подключения максимально простая: два провода подключаются к аккумулятору (АКБ) машины, один к положительному проводу лампы габарита.
Также имеется и альтернативная схема подключения, когда положительный провод питания берется не с аккумулятора, а с + замка зажигания. Альтернативный вариант подойдет для автомобилей с сильной просадкой бортового напряжения, «умной» зарядкой АКБ либо с системой «старт-стоп».
Сами фары ходовых огней подключаются с помощью стандартных автомобильных разъемов, которые идут в комплекте.
Отличительной чертой блока DayLight+ является спрятанный под заглушкой подстроечный резистор. Российский контроллер дневного света включается и выключается в зависимости от напряжения в бортовой сети автомобиля. По умолчанию порог включения находится на отметке 13,5 вольт, а выключения на отметке 13, 2 вольт. Данные уровни вполне удовлетворяют нормальной работе в машине, так как в заглушенном состоянии на клеммах АКБ присутствует примерно 12,4…12,6 вольт, а в заведенном около 14,5. В случае необходимости отметки включения и выключения блока управления ДХО можно сместить при помощи подстроечного резистора.
Сравнение светимости дальнего света, ДХО «Эклипс» (30%) и ближнего света:
|
||
Дальний свет | ДХО «Эклипс» (30%) | Ближний свет |
Коммутация фар дальнего света изменением штатной электропроводки.
Почти все американские и скандинавские автомобили идут со штатной проводкой, которая позволяет тумблером (реле) коммутировать лампы дальнего света из параллельного соединения в последовательное. При этом включении мощность ламп составляет примерно треть от штатной.
В принципе ничего не мешает доработать проводку и в наших машинах. Только при этом штатная проводка хоть ненамного, но меняется.
Штатно фары дальнего света (ДС) подключены так:
Проводка от монтажного блока может идти либо раздельными жгутами, либо одним общим:
В обоих случаях в земляной провод одной из ламп врезается реле, в выключенном состоянии коммутирующее лампу вместо массы на «плюс». Реле срабатывает либо от напряжения габаритов, либо от суммарного сигнала с ДС и БС.
Для первого случая этого одного реле будет достаточно. Но схема плоха тем, что она оставляет присоединенным штатное реле света. Часто так нельзя делать, надо изучить электросхему автомобиля.
Во втором случае лучше использовать три реле (или одно на три контактных группы), два из которых отключают фары от штатного реле света. Этот вариант электробезопасен для штатного оборудования. Он применим и в первом случае, но там реле придется размещать в двух местах и соединять их дополнительным проводом, а это сильно увеличивает стоимость установки.
В любом случае доработка электропроводки занимает от пары нормочасов в сервисе.
Блок управления дневными ходовыми огнями
Данное устройство предназначено для автоматического включения\выключения ближнего света головных фар или ПТФ.
«+12V» подключается к зажиганию автомобиля (IGN1), либо к зажиганию, которое появляется первым и не пропадает при положении ключа «старт». GND подключается к ближайшей массовой точке или массовому проводу. «габ -» или «габ +» подключаются к габаритам. в зависимости от типа используемого управления габаритами на авто выбирается соответствующий вход устройства.
Нормально разомкнутыми контактами реле устройства, управляется штатное реле в авто. Заранее необходимо уточнить полярность управления штатным реле. Если используется «+» в качестве управляющего сигнала, то один из НР контактов данного блока нужно подключить к тому же зажиганию IGN1. Если используется «-» в качестве управляющего сигнала, то один из НР контактов данного блока нужно подключить к массе. Второй контакт подключается к проводу управления под рулевой колонкой.
Работает это всё следующим образом: при повороте ключа в положение «зажигание» появляется постоянный + и заряжает конденсатор С2. Время заряда выставляется резистором R1 и при данных номиналах соответствует примерно 30 сек. По окончании заряда появляется логический 0 на выв.3 DD1.1 и инвертируясь DD1.2 и DD1.3 логической единицей через резистор R4 открывает транзистор VT1, реле срабатывает и включается нагрузка.
Теперь, если подать на вход «габ — » минус, то конденсатор С2 быстро разрядится по цепи VD1 R7 C2 R2. На выходе DD1.1 появится лог. 1, на выходе DD1.2 DD1.3 логический ноль, закрывающий транзистор VT1. Реле размыкает цепь нагрузки. Если подать «+» на вход «габ +» через цепь R6 VD4 + откроет транзистор VT2, который в свою очередь разрядит конденсатор С2 через себя. Как только с управляющих входов будут сняты + или — соответственно, начнётся отсчёт времени, по истечении которого опять включится реле Р1.
Детали: микросхема к176ла7 заменяется на к176ле5 или микросхемы 561 серии кт315 (кт3102) кт819 с любой буквой или любой кремниевый транзистор средней или большой мощности (кт815, кт817, кт805) диоды любые кремниевые резисторы 0.125Вт реле SRU-S-112L либо подобное.
печатную плату в формате LAY
В обновлённой печатной плате (скачать можно ниже) используется реле TRS D-S-Z
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
DD1 | Микросхема | К561ЛА7 | 1 | К176ЛА7 или К176ЛЕ5 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот |
VT1 | Биполярный транзистор | КТ819А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VT2 | Биполярный транзистор | КТ315А | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
VD1-VD4 | Выпрямительный диод | 1N4007 | 4 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C1 | Электролитический конденсатор | 1000 мкФ 16В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
C2 | Электролитический конденсатор | 220мкФ 16В | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R1 | Резистор | 130 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R2 | Резистор | 2 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R3, R4 | Резистор | 5.1 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R5 | Резистор | 1 кОм | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
R6, R7 | Резистор | 2 кОм | 2 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | |
Реле | SRU-S-112L | 1 | Поиск в магазине Отрон | В блокнот | ||
Добавить все |
Прикрепленные файлы:
- автосвет4.lay (34 Кб)
Теги:
- ДХО
- Sprint-Layout