- Как устроен генератор на ВАЗ 2114
- Генератор ВАЗ 2114: технические параметры
- Возможные неисправности, ведущие к поломке генераторов ВАЗ 2114
- Признаки выхода из строя генератора
- Как проверить генератор на ВАЗ 2114
- Как снять генератор на ВАЗ 2114 своими силами
- Как самостоятельно разобрать генератор 2114
- Замена генератора ВАЗ 2114
- Полезное видео
Современные автомобили оснащены большим количеством электрооборудования как основного, так и дополнительного. Источником тока для его нормального функционирования является аккумулятор (АКБ). Подзарядку АКБ при запущенном моторе обеспечивает генераторная установка (он же генератор).
Как устроен генератор на ВАЗ 2114
Такое устройство представляет собой трехфазную электроустановку переменного тока. Оно снабжено встроенным блоком выпрямителей, где и происходит преобразование тока переменного в постоянный. Основные составные элементы генератора:
- передняя и задняя крышки (материал – сплав алюминия). Каждая из крышек имеет посадочные гнезда для монтажа подшипников;
- клемма присоединения АКБ;
- разъем для обеспечения подачи на обмотку возбуждения нужного напряжения;
- конденсатор, подавляющий различные радиопомехи;
- посадочное место для монтажа и надежного крепления узла щеток;
- блок диодов (силовых – 6шт., дополнительных – Зшт.). Такой блок закрепляется на задней крышке (на внутренней стороне). С целью обеспечения охлаждения полупроводниковых приборов их монтируют на пластины подковообразной формы (материал – алюминиевый сплав);
- цилиндр сердечника статора (материал – трансформаторное железо). К статору притягиваются обе крышки при помощи болтов (4 шт.). Внутри статора есть пазы, которые служат для укладки силовых обмоток (имеют выводы для присоединения к блоку выпрямителей);
- обмотка возбуждения, которая при помощи своих выводов подключается к установленным на валу ротора контактным кольцам. На передней части вала ротора есть специальная шпоночная канавка, в которой размещается приводной шкив;
- узел щеток – в генераторе ваз 2114 этот узел является неразборным. Он совмещен с электрореле-регулятором (реле находится в металлическом корпусе и жестко склепано со щеткодержателем). Щетки используются угольно-графитовые.
Генератор расположен на двигателе (слева по ходу движения авто).От коленвала мотора (при помощи приводного ремня) ротор получает правое вращение.
Возможные неисправности, ведущие к поломке генераторов ВАЗ 2114
Ниже приведем самые распространенные неисправности и варианты их выявления и устранения:
- Перегорел предохранитель – нужно просто его заменить новым, однако желательно выявить причину такого перегорания.
- Обрыв цепи питания – нужно обязательно проверить качество соединений нулевого провода со всеми другими контактами.
- Проблемы в замке зажигания – следует убедиться в том, что плата от замка зажигания исправна.
- Неисправность контрольной лампы.
- Выход из стоя щеток генератора – понадобится замена, как самих щеток, так и щеткодержателя. При этом контактные кольца можно просто почистить, используя для этого бензин либо WD 40.
- Проблемы с регулятором напряжения.
- Повреждение (к примеру, механическое или др.) ремня генератора.
- Вышел из строя подшипник.
Устранить любую из этих проблем можно и нужно сразу после появления. В противном случае практически любая из них со временем может вывести из строя генератор ваз 2114, а замена устройства – удовольствие совсем не дешевое.
https://youtube.com/watch?v=qnJQQT-J1QU
Какой генератор следует выбрать?
Перед тем, как перейти к рассказу о том, какой генератор ваз 2114 лучше, стоит сказать — почему не стоит приобретать родной для 14-й модели аккумулятор? Дело в том, что он рассчитан на довольно низкую силу тока — всего 80 А.
Учитывая то, что во время работы автомашины, генератору приходится не только заряжать аккумуляторную батарею, но и питать электронные устройства, этого тока просто не хватит на полноценную зарядку АКБ (сюда же следует добавить пусть и небольшие, но потери тока в цепи). Именно поэтому желательно установить более мощный генератор.
Выбирая генератор в автомагазине, лучше отдать предпочтение более дорогим моделям. Как показывает практика многих водителей, самые дешевые модели генераторов выходят из строя практически сразу.
И так, какие же устройства можно установить на ваз 2114?
Во-первых, безо всяких модификаций можно поставить 37.3701 от 15-й модели. Он полностью заменяем с родным генератором 14-й, но проблема в том, что его ампераж еще меньше — всего 55 А. Поэтому устанавливать его следует только в крайнем случае.
Новый генератор ваз 2114
Вторым допустимым вариантом является генератор от Приоры либо Калины — он создает ток силой в 115 А, которого хватит и на зарядку аккумулятора и на работу всей бортовой электроники. Правда, придется заменить шкив устройства на более подходящий.
Третий вариант — генератор от PRAMO, имеющий ампераж 120 А. Это — наиболее оптимальный из всех вариант для 2114.
Генератор от PRAMO
Ну и, наконец, генераторы от Eldix с силой тока 80 или 115 А — они полностью идентичны с генератором 14-й модели по внешним габаритам и параметрам шкива. Единственное, что стоит помнить — они практически не ремонтопригодны. Даже при небольшой поломке придется заменять все устройство.
Признаки выхода из строя генератора
Существует несколько признаков, по которым водитель может определить, что генератор ваз 2114 неисправен.
Вот основные из них:
- соответствующая лампа на панели приборов сигнализирует о том, что зарядка на АКБ не идет;
- недостаточная либо избыточная зарядка аккумулятора;
- слабый свет фар и плохая работа дворников (при работающем моторе);
- излишне яркий свет фар;
- электролита в АКБ закипает;
- появление в генераторной установке посторонних шумов.
Технические характеристики и принцип работы
Технические характеристики генератора для автомобилей ВАЗ 2114 такие:
- модель – 3202.3771, 9402.3701;
- регулируемое напряжение на выходе – 13,2-14,7 вольт;
- сила тока – в пределах 80-90 ампер;
- прогиб ремня генератора при нажатии с нагрузкой до 10 кг – около 8-10 миллиметров;
- регулятор напряжения – К1216ЕН1;
- конденсатор емкостью 2,2 мкФ – К73-58-4Х3.
Для контроля работы генератора на приборной панели авто имеется специальная лампочка. При включении зажигания она загорается, а при запуске двигателя тухнет. Это значит, что генератор работает исправно. Если же лампа светит ярко или тускло мигает, это значит, возникла какая-то неисправность. В этом случае лучше сразу обратиться в мастерскую, занимающуюся обслуживанием генераторов и стартеров.
Физически генератор расположен с левой стороны двигателя под капотом, а в движение приводится посредством ремня, соединенного с коленчатым валом автомобиля.
Как проверить генератор на ВАЗ 2114
Диагностику устройства следует проводить, используя мультиметр и последовательно выполняя следующие действия:
- Включается зажигание и запускается двигатель.
- О проблемах в цепи питания роторной обмотки скажет горящая лампа на приборной доске.
- Создается нагрузка: температура мотора доводится до рабочих значений, включаются фары ближнего света и магнитол. При этом частота вращения коленвала должна находиться в интервале – 2500-3000об/мин.
- В этом состоянии осуществляется замер напряжения на клемма АКБ.
- При исправном генераторе показатель вольтметра – 13В (допустимая погрешность – 0,1В).
- Затем следует выключить магнитолу и фары. В этом состоянии напряжение должно возрасти до показателя 14,7В.
В процессе проверки работы генератора на ваз 2114 следует слушать, с каким звуком происходит вращение ротора. Довольно часто причиной неисправности является поломка подшипника, поскольку именно он воспринимает со стороны ремня максимальную нагрузку.
После завершения проверки следует проанализировать полученные показатели.
При недостаточном напряжении работы генератора будет нехватать для питания бортовой сети. Добирать необходимое автомобиль начнет от аккумулятора, который со временем полностью разрядится. Излишне высокое напряжение может стать причиной выхода из строя ЭБУ, ламп, предохранителей и пр.
Не рекомендуется проверять генераторную установку при помощи снятия клеммы «+» с аккумулятора, поскольку такой метод диагностики может привести к выходу из строя электроники авто (к примеру, электронного реле-регулятора и пр.)
Для более детальной проверки понадобится снимать генератор.
Замена щеток
Быстрая замена щеток генератора на ВАЗ 2114 производится без демонтажа, но для более детального изучения состояния узла будет нелишним его полное снятие. Все расходные детали стоят небольших денег, поэтому в качестве профилактики дальнейших поломок можно провести ревизию элементов его конструкции. При разборе конструкции стоит заменить все изношенные детали. Пошагово процесс замены щеток выглядит так:
- Снимите минусовую клемму аккумулятора;
- Открутите болт, крепящий ремень генератора;
- Открутите планку крепления регулятора напряжения и отсоедините все штекеры, подключенные к нему;
- Выньте элемент из креплений;
- Далее демонтируйте пластиковую крышку и отсоедините провода питания изношенных щеток;
- Отверните два болта, крепящих заменяемый элемент;
- По правую сторону агрегата отверните гайку на 13;
- Выньте изношенные детали из посадочных мест;
- Зачистите посадочные места от грязи и установите новые детали;
- Проведите сборку в обратной последовательности.
Завершив работу, проведите проверку. В первые минуты работы двигателя из источника энергии заряд не будет вырабатываться. Причина этому – притирка новых щеток. Спустя некоторое время щетки начнут вырабатывать достаточный уровень тока.
Как снять генератор на ВАЗ 2114 своими силами
Предложенный вариант снятия генератора удобен тем, что не придется снимать защиту силового агрегата. Для выполнения всех процедур понадобятся такие инструменты, как ключи гаечные (на 13 и на 10), ключ рожковый (17 х 19), головка (на 15) и монтировка.
Далее последовательно выполняются следующие действия:
- С АКБ снимаются клеммы.
- Ремень генератора ослабляется, а затем полностью снимается.
- Демонтируется натяжной механизм ремня.
- От генератора отсоединяются провода, которые закрыты резиновым чехлом.
- Отключается разъем подачи на обмотку напряжения.
- Генератор закреплен при помощи гайки и болта большой длины, который довольно сложно вытащить. Для начала следует открутить болты, на которых кронштейн закреплен на блоке (при помощи головки на 15). Затем нужно развернуть устройство (направление — по часовой стрелке), что сделает возможным извлечение оси крепления к кронштейну. Теперь можно откручивать гайку ключом на 19 и вытаскивать ее вместе с втулкой.
- Ось из кронштейна выбивается при помощи пробойника.
Теперь можно извлекать генератор (вверх) и начинать его проверку и обслуживание.
Как самостоятельно разобрать генератор 2114
Сняв генератор, можно его разобрать и внимательно осмотреть все составные элементы. Это позволит найти изношенные/поврежденные детали и заменить их.
Для разборки понадобятся такие инструменты, как ключи рожковые (на 19 и на 10), а также крестообразная отвертка.
Процедура разборки предполагает последовательное выполнение следующих действий:
- Снимается защитный пластиковый кожух на корпусе. Для этого нужно отжать три имеющиеся защелки.
- Винты, которыми крепится щеточный узел, откручиваются при помощи отвертки. Далее его уже можно снимать с корпуса.
- Отсоединяются провода, идущие от вывода регулятора.
- Откручиваются винты (4 шт.), которыми крепится выпрямительный блок. Далее отключаются выводы обмоток, а затем снимается сам блок (вместе с конденсатором-подавителем помех).
- Раскручиваются стяжные винты (4 шт.) и снимается крышка со стороны контактных колец.
- Откручивают гайку, которая крепит шкив. Для этого целесообразно вал ротора зажать в тиски, чтобы исключить его прокручивание.
- Снимается шкив генератора, а также упорная шайба с вала ротора.
- Снимается крышка с ротора.
Следует удобным способом пометить взаимоположение статора и крышек. Это существенно облегчит процесс сборки.
В таком разобранном состоянии генератор 2114 с легкостью можно осмотреть, выявив имеющиеся неполадки. После их устранения устройство собирается, для чего следует выполнить все действия в обратной последовательности.
Если «вскрытие» показало, что генератор не подлежит ремонту, то понадобиться его заменить новым.
Почему на приборной панели горит значок аккумулятора?
При повороте ключа зажигания система показывает на панели приборов все значки, для проверки исправности автомобиля, т.е. все системные лампочки полностью функционируют. Затем двигатель запускается, соответственно лампочки должны погаснуть при полной исправности машины. Но в случае, если одна из лампочек не гаснет, это свидетельствует о существующей проблеме.
Соответственно если значок аккумулятора не погас – это следствие того, что генератор подает слишком слабое напряжение, или оно полностью отсутствует.
Замена генератора ВАЗ 2114
Как говорилось выше, к необходимости заменить генератор 2114 может привести несвоевременное устранение неисправностей более мелких узлов. Однако есть и другие причины, которые наталкивают водителей на мысль о замене генераторной установки, к примеру: установка в автомобиле дополнительного оснащения, которое потребляет электричество.
К таким электропотребителям относятся:
- мощная система акустики;
- модернизированное либо дополнительное наружное освещение;
- дополнительная подсветка внутри салона и снаружи автомобиля.
Многие пользователи при замене генератора отдают предпочтение 115-амперному устройству (от Приоры и Калины), устанавливая его вместо штатного 80-амперного, который предусмотрен для ВАЗ 2114. По креплениям эти устройства полностью совпадают. Единственное, что потребуется в этом случае – заменить шкив приводного ремня.
Чтобы заменить генератор 2114, следует снять устройство, руководствуясь инструкцией, приведенной ранее, а на его место установить новый (выполняя все действия в последовательности, обратной снятию).
Какой выбрать для ВАЗ 2114?
Большинство владельцев хотят поставить более мощный генератор, когда сломается заводской, либо собираются это сделать сразу. Останавливает их только то, что они не знают, какой нужно купить, чтобы не нужно было переделывать крепления. Так сказать, чтобы встал, как родной.
Единственное, что придется поменять, – это шкив. Сделать это легко, и обойдется примерно в 100 рублей.
Некоторые советуют покупать деталь марки Элдикс – он тоже на 115 А. Это хороший агрегат. Только есть один недостаток – запчасти на него почти невозможно найти.