Вопрос срока годности дизельного топлива становится актуальным тогда, когда планируется его длительное хранение. В повседневной эксплуатации солярка обычно расходуется двигателем автомашины или других механизмов от нескольких дней до пары недель после покупки, а партия дизтоплива реализуется на АЗС максимум за месяц. За такие сроки никаких значимых изменений с топливом не происходит.
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве и принципах работы топливных фильтров дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, как осуществляется поэтапная очистка солярка перед подачей горючего в ТНВД и дизельные форсунки.
Если же планируется хранить солярку дольше, тогда следует учитывать, что дизтопливо имеет определенные сроки хранения. При условии, что температура наружного воздуха будет составлять 20 градусов Цельсия, хранить солярку можно 12 и более месяцев. Повышение температуры до 30 градусов и выше ограничивает срок хранения дизтоплива рамками от 6 месяцев до 1 года.
Что влияет на срок годности солярки
В процессе длительного хранения при температуре около 25-25 градусов Цельсия в дизельном топливе наблюдается наличие взвеси, которую образуют твердые частицы. Результатом становится помутнение солярки. Появление таких образований связано с тем, что определенные компоненты в составе дизтоплива вступают в химическую реакцию с кислородом, который содержится в наружном воздухе.
Образовавшаяся взвесь приводит к быстрой закупорке фильтров двигателя после заправки таким горючим. Очевидно, что эксплуатировать ДВС на подобной солярке нельзя. Также определенное количество твердых частиц, которые проходят через фильтрующие элементы, попадает в цилиндры дизельного двигателя и сгорает. В результате сгорания образуется избыточное количество сажи, которая приводит к закоксовке дизельного мотора и в значительной степени повышает токсичность отработавших газов.
Дизтопливо склонно к тому, чтобы окисляться в результате долгого хранения. Негативно на солярку воздействует контакт топлива с цинком или медью. Указанные металлы провоцируют начало химических реакций с составными компонентами дизельного топлива, в результате чего появляются различные соединения. Такие соединения негативно влияют на эксплуатационные свойства солярки.
Наличие воды в дизтопливе приводит к активному росту бактерий и грибков, при длительном хранении в топливе накапливается пыль, которая со временем превращается в грязь. Также солярка портится при учете хранения при высоких температурах.
Еще одним фактором, который влияет на сохранность солярки, выступает наличие в составе дизтоплива различных присадок для улучшения её свойств. Распад определенных групп добавок начинается после непродолжительного периода времени.
Условия хранения топлива
Допустимый срок хранения дизельного топлива зависит от разных факторов. Тара или объём хранения не имеют ключевого значения. Оно может потерять часть своих свойств и в резервуарах, и в бочках, и в канистрах. Главное в этом процессе — соблюдение условий хранения, диктуемых производителем:
- герметичность — тара не должна пропускать к топливу кислород, который окисляет состав;
- отсутствие контакта с деталями из цинка и меди (а также с латунью — сплавом меди с цинком) — эти металлы образуют с компонентами топлива соединения, подверженные распаду;
- влагозащита — вода не только ухудшает характеристики топлива, но и запускает процессы размножения грибковых колоний и водорослей, которые необходимо отфильтровывать;
- защита от высоких температур (30 ºС и более), которые ускоряют процессы разложения;
- защита от пыли и грязи в моменты открывания люков.
Ухудшают качество дизельного топлива различные присадки, время жизни которых невелико. Разлагаясь при контакте с кислородом, они образуют взвеси, забивающие топливный фильтр. Частицы, прошедшие через него, после сгорания превращаются в сажу, оседающую в виде кокса на форсунках и выбрасываемую в окружающую среду.
Как правильно хранить дизтопливо
Сроки хранения горючего можно существенно продлить путем максимальной нейтрализации факторов и воздействий, которые негативно влияют на дизтопливо и его эксплуатационные свойства. Хранить солярку необходимо в специально предназначенных для этого емкостях для хранения дизтоплива. Указанные емкости должны содержаться в абсолютной чистоте.
Необходимо проводить профилактическую очистку емкостей для хранения дизтоплива минимум один раз в 8-10 лет. Если нужно иметь на хранении дизтопливо для зимней эксплуатации, тогда зимний дизель (ДТЗ) или арктическую солярку (ДТА) лучше закупать не в межсезонье, а после наступления устойчивого минуса.
Рекомендуем также прочитать статью о классификации дизельного топлива. Из этой статьи вы сможете узнать о видах ДТ, предназначенного для различных условий эксплуатации.
Обратите внимание, что присадки в солярке для зимы, которые повышают текучесть и температуру застывания, одновременно сокращают срок хранения дизтоплива данного типа. По этой причине зимний дизель не рекомендуют хранить долго. Солярка при хранении не должна вступать в контакт со следующими металлами: цинк, латунь, медь. Для снижения рисков можно добавить специальную присадку в дизтопливо. Такой деактиватор металлов замедляет процесс химических реакций.
Продлить срок хранения дизтоплива поможет организация системы фильтрации солярки при помощи фильтра рециркуляции. Данное решение позволяет избавиться от примесей, которые образуются в процессе хранения.
Реальные сроки хранения дизтоплива (солярки)
Гарантийный срок хранения дизельного топлива, изготовленного по ГОСТ 305-82, составляет 5 лет. Однако такое топливо выпускают без присадок и используют для нужд Госрезерва. По другим нормативным документам установление сроков хранения дизельного топлива (в канистрах, бочках, резервуарах) отдано на откуп его производителям. Так, гарантирует качество своего дизтоплива в течение 1 года при нормальных условиях хранения.
Большинство других производителей дизтоплива также отвечают за его качество в течение 1 года при хранении до температуры 20 ºС, и в течение 6-12 месяцев для температур порядка 30 ºС.
При нормальных условиях хранения важной причиной ухудшения качества дизтоплива являются различные присадки и добавки. Так, присадки для снижения предельной температуры фильтруемости реально уменьшают срок хранения топлива. И наоборот, существуют добавки, останавливающие его деградацию. К ним относятся:
- деактиваторы металлов, которые блокируют воздействие меди и цинка;
- фунгициды, прекращающие рост грибков и водорослей;
- антиоксиданты, замедляющие окислительные процессы.
Как бы ни соблюдались условия хранения, топливо день ото дня будет портиться. Влага и воздух медленно, но неуклонно проникают в любую тару, поэтому со временем меняется цетановое число, становятся заметными результаты процессов окисления, возникают взвеси, грибки. В ответственных системах хранения устанавливают устройства, постоянно перекачивающие топливо через фильтры, в результате которых оно очищается.
Хранение дизельного топлива более года экономически невыгодно — такое горючее может отрицательно воздействовать на двигатель, увеличивая стоимость планового или экстренного ремонта.
Звоните по номеру. С нами удобно, доставка 24/7
Срок хранения дизельного топлива в резервуарах
Дизельное топливо является довольно распространенным нефтепродуктом, его получают при прямой перегонке нефти. Оно широко применяется в железнодорожном, речном и грузовом транспорте, в специальной и тяжелой технике, в последнее время – легковых и коммерческих автомобилях. Учитывая доминирующую роль жидких углеводородов, на мировом рынке развернуто большое производство резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, в том числе и под солярку (разговорное название топлива).
Согласно ГОСТ 305-2013 гарантий срок хранения дизельного топлива в резервуарах хранилищ составляет пять лет. На обычных автозаправках запас топлива расходуется обычно в течение месяца, на отдаленных площадках – за сезон. При длительном хранении солярки при плюсовых температурах (20-250 С), в ней начинают образовываться твердые взвеси, от чего она мутнеет. Этот процесс связан с химической реакцией наружного кислорода с дизтопливом – при отсутствии герметизации. Взвесь закупоривает фильтры двигателя и создает избыточное количество сажи.
Негативное влияние на дизельное топливо оказывает ее взаимодействие с цинком, латунью или медью. Они способствуют нежелательным химическим реакциям и получению различных соединений. Появление воды приводит к появлению в жидкости бактерий, водорослей и грибков. Попавшая в солярку пыль превращается в грязь и откладывается на стенках емкости.
Наличие в дизтопливе различных специальных присадок способствует улучшению ее эксплуатационных качеств, в то же время может наступить их распад после непродолжительных сроков хранения. Рекомендуется проводить профилактическую очистку емкостей как минимум раз в 8-10 лет. Зимний дизель и арктическую солярку необходимо закупать с приходом морозов. Первое, следует помнить, что зимние присадки сокращают срок хранения дизтоплива, второе, необходимо исключить контакт солярки с цинком, латунью и медью. Третье, существуют присадки: диактиватор металлов, а также биоциды. Они способны подавить реакцию с металлами и размножение грибков, бактерий и водорослей.
Нормативному сроку хранения может подойти любой современный топливный резервуар, изготовленный из стали, железобетона, полимеров, пластмассы и т.д., обеспечивающий герметизацию и широкого диапазона объемов, разной формы и соответствующих назначению габаритов.
Важным элементом при выборе емкости являются условия, при которых будет производиться эксплуатация топливных резервуаров. Это может быть хранилище горючего, объемом в десять тысяч куб. м на судоходной реке для речного флота, или строительство стационарной АЗС на новой автомобильной магистрали, где пригодятся подземные стальные горизонтальные резервуары для хранения дизельного топлива, или частное фермерское хозяйство с небольшим пластмассовым еврокубом.
Но есть условия хранения солярки, при которых выбор емкости соотносится со сроками проведения работ и дальнейшим переездом на новое место дислокации, например, при разведывательном бурении в районах Крайнего Севера. Здесь будут просто незаменимы полимерные эластичные резервуары производства НПФ «Политехника». Преимущества ПЭР-Н неоспоримы: они имеют малый вес, их шеф-монтаж и демонтаж проводится без привлечения тяжелой техники на любой площадке, эксплуатация осуществляется в широком диапазоне температур.
Срок хранения дизельного топлива в резервуарах производства НПФ «Политехника» составляет 15 лет. Этот период времени подтверждается многолетним опытом работы в условиях Крайнего Севера на полуострове Ямал.
Хранение бензина и дизельного топлива
Запасаться соляркой имеет смысл. Данное топливо не портится и сохраняет свои свойства в течение десяти лет. Поэтому владельцы автомобилей с дизельными моторами вполне могут покупать топливо в больших объемах для последующего хранения. Однако солярка тоже окисляется при контакте с воздухом и улетучивается при высоких температурах. Здесь условия хранения будут такими же, как и в случае с бензином.
Свойства ГСМ очень сильно зависят от герметичности емкостей для хранения. Если все условия созданы, то срок будет составлять около одного года, и может доходить до двух. Если не соблюдать условия, то уже в первые месяцы качественные характеристики бензина ухудшаются.
Сейчас нет необходимости хранить топливо частным лицам, а вот все ли заправочные станции соблюдают стандарты?
Выбрасывать такое топливо не стоит. Можно вернуть его свойства за счет разбавления старого горючего с новой порцией. Так химические процессы активизируются. Правда, есть и условие: использовать его рекомендуется сразу же.
В настоящее время заправочные станции есть на каждом шагу, поэтому нет никакого смысла приобретать топливо с запасом. Оно может быстро прийти в негодность. Заливая просроченное горючее в бак, автомобилист подвергает свое транспортное средство опасности и высокому риску выхода из строя.
Период службы бензина исчисляется с момента производства. Действовавший в советское время ГОСТ позволял использовать его 5 лет. Сейчас считается, что при хороших условиях этот период составляет 1 год.
Предлагаем ознакомиться Как хранить виноград в домашних условиях на зиму в холодильнике и погребе
Возможность хранения определяется детонационной стойкостью топлива, вероятностью его понижения. Чем выше число (Аи 92, 95, 98), тем меньше период допустимого использования, так как свойства теряются быстрее.
Дизтопливо следует хранить при 20 °С около года, при повышении температуры — более короткий период.
Как долго можно хранить дизельное топливо?
Специалисты придерживаются мнения, что хранить солярку годами нельзя. На качество топлива влияет комплекс факторов – температура, присутствие в топливе воды, присадок, посторонних примесей. Даже в идеальных условиях хранения со временем в солярке образовываются взвеси, она мутнеет.
Оптимальный срок хранения, в течение которого топливо не претерпевает существенных изменений, составляет:
- от 6 месяцев до 1 года при температуре +30°С
- свыше 1 года при температуре +20°С
Срок годности солярки хорошего качества выше. Существует специальный тест ASTM D2276. Он определяет количество образующегося в топливе осадка при хранении его в течение года при температуре + 25°С. Для солярки хорошего качества этот показатель не должен превышать 20 мг/л.
Осадок образуется в результате окислительных процессов при контакте солярки с воздухом. В последующем взвесь забивает топливные фильтры, что может привести к выходу двигателя из строя. Те частицы, которые что прошли фильтр, сгорают, образовывая большое количество токсичной сажи. Она оседает на инжекторах и загрязняет окружающую среду.