Пн-сб: 08:00—18:00
whatsapp telegram vkontakte email

Как проверить вакуумный регулятор опережения зажигания или ВРОЗ

Что такое ВРОЗ и как он работает

ВРОЗ представляет собой устройство, напоминающее своей работой стабилизатор, задачей которого является контроль над работой мотора. Без ВРОЗ двигатель однозначно стабильно функционировать не будет.

Если вникнуть подробнее в функциональные задачи устройства, то становится понятно, что ВРОЗ не просто контролирует работу двигателя, но регулирует систему зажигания во время нагрузки на силовую установку.

Примечание. Как известно, во время сильной нагрузки на ДВС цилиндры его начинают активно наполняться ТВС (смесью горючего), тем самым, повышается давление в момент воспламенения. И наоборот, если нагрузка небольшая, давление понижается, что понижает и скорость сгорания.


Как работает вакуумный регулятор опережения зажигания

ВРОЗ способен регулировать описанные выше моменты. Когда это требуется, угол опережения или УОЗ автоматически уменьшается или увеличивается.

К примеру, при уменьшении нагрузки на силовую установку происходит следующее. Заслонка прикрывается в месте, где подсоединён регулятор. Это соответственно приводит к увеличению диафрагмы. Она перемещается, на неё оказывает воздействие разность давлений, тем самым, удаётся преодолеть противодействие пружины. Таким образом, происходит увеличение УОЗ.

Что касается уменьшения УОЗ, то всё происходит аналогично, только в обратном порядке. Заслонка полностью открывается, диафрагма с тягой смещаются, пластина поворачивается.

Сфера применения

Несмотря на простейшую схему прибора он становится необходим для ряда отечественных и импортных автомобилей. Преимущества ощущаются в одном автомобиле больше, а в другом меньше, но в любом случае они будут.

Используется электронное оборудование для отечественных тс марок ИЖ, ВАЗ, ЗАЗ, ГАЗ и Москвичей. На иностранного производства применяется в Ауди, Опеле, Фольксвагене и других. Узнать точную совместимость — загляните в эксплуатационный лист изделия.

Вакуумный регулятор опережения зажиганияВакуумный регулятор опережения зажигания

Где расположен ВРОЗ и чем опасен выход его из строя

ВРОЗ бывает установлен на распределителе. Последний состоит из корпуса с крышкой, сделанной из ткани. Два элемента разделены специальной диафрагмой. ВРОЗ включает в свой состав пружины и другие составляющие.


Как проверить опережение зажигания

Неисправность регулятора способна с лёгкостью стать результатом проблемной работы двигателя. Регулировки зажигания происходить не будет.

Достаточно посмотреть, как вращается кривошипный вал после изоляции шланга с ВРОЗ, чтобы понять всю важность работы регулятора.

Причиной выхода из строя ВРОЗ может стать заедание подшипников или ослабление крепежей. Герметичность ВРОЗ – очень важная штука, и она легко может повредиться, если трубка будет где-то пропускать воздух. Также на потерю герметичности повлияет низкая плотность затяжки штуцера, критические повреждения диафрагмы и многое другое.

Хорошо видно, что происходит с двигателем во время повреждения ВРОЗ или потери им герметичности, в таблице ниже.

Статья в тему: Какие литые диски купить: отзывы автовладельцев и рекомендации специалистов

Причины неисправности Способы устранения
Недостаточный зазор между контактами прерывателя Достаточно будет отрегулировать зазор
Загрязнение бегунка и крышки трамблёра, появление в них трещин, приводящих к большей утечке тока высокого напряжения, подгоранию гнёзд в крышке Протереть бегунок и крышку. При наличии трещин или подгорания гнёзд надо заменить неисправный бегунок или крышку
Подгорание контактов прерывателя Зачистить контакты
Большой износ втулок валика, неравномерный износ кулачка распределителя, сильный износ оси подвижного контакта Разобрать распределитель, заменить изношенные детали, собрать и отрегулировать трамблёр
Двигатель не развивает полной мощи
Ослабление пружины рычажка прерывателя Проверить усилие прижатия контактов прерывателя и, если оно ниже необходимого, заменить пружину
Неправильно установлено зажигание Проверить правильность установки зажигания
Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания Разобрать трамблёр и устранить неисправность
Неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания Проверить состояние трубки вакуумного регулятора и в случае повреждения заменить трубку. При отсутствии повреждений проверить вакуумный регулятор на стенде и при необходимости заменить

Принцип работы

Система относится в простейшим. С помощью механизма устройство передает командные сигналы, полученные от водителя молниеносно на конструктивные элементы. При этом принцип Холла отвечает на определение и переключение скоростей, переключает расположенные контакты. Октан корректор электронной цепи выступает своего рода аналоговым преобразователем. Может:

  • замерять силу тока без уничтожения цепи при замыкании или сбое функционирования;
  • увеличение скорости работы механизмов устройства;
  • повышение мощности двигателя тс.

Кроме него в современных автомобилях устанавливается ряд других приборов. Совместно они регулируют функционирование устройства и не дают сбоям, замыканиям повлиять на состояние узлов. К числу таких относят индуктивные приборы, оптические.

Соединяется с блоком распределителя, составляя устройство наподобие прерывателя.

Использование октан корректора системы зажигания с прибором Холла позволяет сделать работу транспортного средства отечественного или импортного производства корректной, бесперебойной. С прибором водитель не будет испытывать трудностей, которые связаны с недостаточной мощностью или выходом из строя узлов. Кроме того, механизмы с датчиками позволяют сэкономить, что немаловажно в условиях российских реалий.

Как проверить ВРОЗ

Для проверки ВРОЗ следует сначала заглушить двигатель, чтобы избежать различных критических ситуаций.

Далее осуществляется разборка трамблёра:

  • Нужно снять трамблёрную крышку и сам бегунок;
  • Далее вынуть пластиковую защиту, которая расположена после бегунка;
  • Демонтировать трубку, по которой идёт разрежение.


Регулятор вакуумный распределителя зажигания и схема его соединения

Потом нужно создать искусственное разрежение:

  • Втягивается ртом воздух в себя;
  • Одновременно нужно смотреть за перемещением диафрагмы.

При нормальной работе ВРОЗ диафрагма обязана втягиваться внутрь корпуса при разрежении, тем самым, перемещая пластину ДХ (датчика Холла). В противном случае, если диафрагма остаётся неподвижной, ВРОЗ необходимо заменить.

Вот как проводится замена:

  • Демонтируется шайба-стопор;
  • Диафрагменная тяга отсоединяется от пластины;
  • Винты-фиксаторы корпуса ВРОЗ отвинчиваются;
  • Регулятор снимается с трамблёра;
  • Устанавливается новый ВРОЗ.

Проверка насосом

Очевидно, что одной проверкой на разрежение досконально проверить работу ВРОЗ не получится. Вернее, следует ещё проверить герметичность. Сделать это возможно только после снятия механизма с авто.

Итак, ВРОЗ снят, теперь его нужно проверить. Главный инструмент в этом случае – насос. ВРОЗ опускается в воду, налитую в какую-нибудь ёмкость. Далее насос подсоединяется с регулятором. Внутрь камеры механизма закачивается воздух. Если на воде заметны пузырьки, значит, имеется повреждение, как раз в том месте, где и выходит воздух.

Проверка насосом вакуумного регулятора

Часто случается такое – воздух выходит непосредственно на штуцере. В этом случае заменять ВРОЗ не нужно. Достаточно будет затянуть штуцер. То же самое можно сказать, если воздух выходит в месте завальцовки. Тут желательно уплотнить стык, используя молоток. Кроме того, можно обмазать повреждённые зоны «эпоксидкой», прежде тщательно просушив и зачистив регулятор.

Статья в тему: Тюнинг 8 клапаного двигателя ВАЗ

При повреждении диафрагмы уже без полноценной замены ВРОЗ не обойтись.

Особенности устройства

Датчик Холла необходим для достижения оптимальной по техническим характеристикам работы автомобиля. Особенность в том, что корректор добивается снижения расхода топлива. Это свойство позволяет экономить бензин, что немаловажно для российских водителей. Второй нюанс в возможности плавной и многоуровневой регулировке зажигания. Водитель может самостоятельно устанавливать угол, какой ему требуется для стабильной и бесперебойной работы тс.

Полный список преимуществ использования октан системы:

  • обеспечение размеренной работы коленвала по достижению любых показателей нагрузок;
  • стабильная подача искры;
  • исключение вероятности перегорания конструктивных деталей клапанов механизма;
  • регулировка показателей узлов тс;
  • быстрый запуск механизма после длительного отсутствия функционирования (не требуется серьезное прогревание);
  • существенная экономия расходного материала;
  • улучшение скоростных качеств транспортного средства;
  • повышение динамических характеристик;
  • возможность сделать использование транспортом, даже при неблагоприятных условиях окружающей среды, экономичным;
  • увеличение мощностных характеристик двигателя.

Датчик Холла

Октан корректор для электронных систем зажигания с датчиком Холла — его схема выглядит незамысловато. Подключается при помощи проводов к конструктивным деталям автомобиля.

Корректор угла опережения зажигания — 2

Экономические, мощностные и эксплуатационные параметры двигателя автомобиля в значительной степени зависят от правильной установки угла опережения зажигания. Заводская установка угла опережения зажигания пригодна не для всех случаев, и поэтому его приходится корректировать, находя более точное значение в зоне между появлением детонации и заметным уменьшением мощности двигателя.

Известно, что при отклонении от оптимального угла опережения зажигания на 10 град расход горючего может возрасти на 10 % [1 ]. Часто требуется значительно изменять начальный угол опережения зажигания в зависимости от октанового числа бензина, состава горючей смеси и реальных дорожных условий. Недостатком применяемых на автомобилях центробежных и вакуумных регуляторов является невозможность регулировки угла опережения зажигания с рабочего места водителя во время движения. Описываемое ниже устройство допускает такую регулировку.

От подобных по назначению устройств [2, 3, 4] электронный корректор отличается простотой схемы и широким диапазоном дистанционной установки начального угла опережения зажигания. Корректор работает совместно с центробежным и вакуумным регуляторами. Он защищен от влияния дребезга контактов прерывателя и от помех бортовой сети автомобиля. Кроме коррекции угла опережения зажигания, устройство позволяет измерять частоту вращения коленчатого вала двигателя. От цифрового корректора [5] описываемый отличается тем, что обеспечивает плавную регулировку угла коррекции, содержит меньшее число деталей и несколько проще в изготовлении.

Основные технические характеристики: Напряжение питания. В 6…17 Потребляемый ток при неработающем двигателе. А, при замкнутых контактах прерывателя 0,18 при разомкнутых контактах прерывателя 0,04 Частота запускающих импульсов. Гц … 3,3…200 Установочный начальный угол ОЗ на распределителе, град …. ’20 Пределы дистанционной коррекции угла ОЗ. град …….. 13…17 Длительность импульса задержки, мс: наибольшая …. 100 наименьшая …. 0,1 Длительность выходного импульса коммутации, мс …….. 2.3 Максимальное значение выходного коммутируемого тока. А . . . 0.22

Работа двигателя при установочных углах, заданных корректором, возможна в том случае, если импульс от прерывателя задержан на время: T3=(Фр-Фк)/6n=(Фр-Фк)/180*Fn, где Фр, Фк — начальный угол опережения зажигания, установленный распределителем и корректором соответственно; n — частота вращения коленчатого вала; Fn=n/30 частота искрообразования.

На рис.1 в логарифмическом масштабе показаны зависимости длительности времени задержки искрообразования от частоты вращения коленчатого вала, вычисленные при различных значениях начального угла опережения зажигания, установленного корректором. Этим графиком удобно пользоваться при налаживании и градуировке устройства.

На рис. 2 изображены характеристики и пределы изменения текущего значения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Кривая 1 показана для сравнения и иллюстрирует эту зависимость для центробежного регулятора при установочном начальном угле опережения зажигания, равном 20 град. Кривые 2, 3, 4 — результирующие. Они получены при совместной работе центробежного регулятора и электронного корректора при установочных углах 17, 0 и -13 град.

Корректор (рис.3) состоит из узла запуска на транзисторе VT1, двух ждущих мультивибраторов на транзисторах VT2, VT3 и VT4, VT5 и выходного ключа на транзисторе VT6. Первый мультивибратор формирует импульс задержки искрообразования, а второй управляет транзисторным ключом.

Допустим, что в исходном состоянии контакты прерывателя замкнуты, тогда транзистор VT1 узла запуска закрыт. Формирующий конденсатор С5 в первом мультивибраторе заряжен током через эмиттерный переход транзистора VT2, резисторы R11, R12 и транзистор VT3 (время зарядки конденсатора С5 можно регулировать резистором R12). Формирующий конденсатор С8 второго мультивибратора также будет заряжен. Так как транзисторы VT4 и VT5 открыты, то VT6 будет тоже открыт и замкнет вывод «Прерыватель» блока зажигания через резистор R23 на корпус.

Причины неисправности

Основной причиной неисправности ВРОЗ становится стопорение подшипников или смягчение винтов-фиксаторов. Герметичность исчезает, по обыкновению, после дефекта трубки, идущей к ВРОЗ от коллектора-насоса.

Также причиной ухудшения герметичности может стать невысокая плотность закрепления патрубка, неблагоприятная разладка диафрагмы и т.д. Если повреждается она, то воздушная смесь проникает внутрь трамблера, тем самым, приводя к снижению разряжения в полости камеры ВРОЗ. В итоге деталь полностью утрачивает способность изменять угол ОЗ в требуемых пределах, возникают проблемы, когда разнится нагрузка на мотор.

Система зажигания бесконтактного типа

Система зажигания (СЗ) служит для создания импульсного напряжения и своевременного воспламенения горючей смеси в камерах сгорания силового агрегата. Она является основной частью системы энергообеспечения автомобиля.

Эволюция зажигания «семёрки» началась с механизма контактного типа. Его особенностью являлся процесс образования электрического импульса при помощи группы контактов, размещённой в распределителе. Постоянные механические и электрические нагрузки, которым подвергались контакты в такой системе, приводили к тому, что автовладельцам очень часто приходилось их зачищать, менять и регулировать зазор между ними.

В начале 90-х годов прошлого столетия «семёрки» получили бесконтактное зажигание. Оно сильно облегчило жизнь владельцев этих автомобилей, ведь в его конструкции уже не было никаких подгорающих контактов, требующих постоянной регулировки. На смену им пришёл электронный коммутатор, который не требует никакого обслуживания.

Конструкция системы бесконтактного зажигания и принцип её работы

Бесконтактная система зажигания (БСЗ) ВАЗ 2107 включает:

  • электронный (транзисторный) коммутатор;
  • трансформаторную катушку (двухобмоточную);
  • распределитель (трамблёр) с датчиком Холла, контактной крышкой и бегунком;
  • комплект высоковольтных проводов;
  • свечи.

Каждый из этих элементов является отдельной деталью и выполняет свои функции независимо от других узлов. Искрообразование в двигателе ВАЗ 2107 с системой зажигания бесконтактного типа происходит по следующему алгоритму:

  1. При подаче напряжения на стартер его ротор начинает вращать коленвал, который, в свою очередь, прокручивает вал распределителя с бегунком.
  2. Датчик Холла реагирует на это вращение, регистрирует оборот вала трамблёра и передаёт сигнал на коммутатор. Последний, получив сигнал от датчика, отключает ток, поступающий на первичную (низковольтную) обмотку катушки.
  3. В момент отключения тока во вторичной обмотке трансформатора возникает мощный импульс напряжения, который по центральному проводу передаётся на бегунок (движущийся контакт), расположенный на конце вала распределителя.
  4. Бегунок, двигаясь по кругу, поочерёдно соприкасается с четырьмя неподвижными контактами, расположенными в крышке распределителя. В определённые моменты он передаёт напряжение на каждый из них.
  5. Со стационарного контакта ток через высоковольтный провод поступает на свечу зажигания, вызывая искрообразование на её электродах.

В бесконтактной системе зажигания роль прерывателя выполняют датчик Холла и коммутатор

Инструменты для установки

Для всех проводимых работ нам понадобятся:

  • ключ на 38;
  • рожковый или накидной ключ на 13;
  • контрольная лампочка на 12 В с двумя прикреплёнными к ней проводами (длина каждого провода примерно 20 см).

ПОДРОБНОСТИ: Фотоотчет по замене салонного фильтра Опель Корса C. Инструкция как поменять фильтр салона Корса

Как правильно работать с метками

На блоке двигателя рядом со шкивом коленвала есть три метки, причём каждая имеет свою длину. Нащупать эти метки можно со стороны водителя, но только строго на неработающем двигателе, так как шкив вращается при заведённом моторе с большой скоростью!Самая короткая из них будет означать опережение зажигания на 10 градусов или 10 градусов до верхней мёртвой точки поршня в цилиндре, средняя метка на 5 градусов и короткая — 0 градусов.

Пошаговое описание с фото и схемами

  1. Если вы в процессе работ случайно сбили настройку зажигания, то не спешите снимать крышку клапанов, чтобы понять, когда начинается такт сжатия. Сделайте следующее: выверните свечу в первом цилиндре и заткните отверстие небольшой плотной пробкой, сделанной из тряпки, смоченной в воде. Убедившись, что рядом никто не стоит и от вылета импровизированной затычки не пострадает, короткими сериями проворачиваем стартером коленвал буквально на доли секунд, включая стартер и отключая, и в момент, когда пробка вылетит с характерным звуком из свечного отверстия, прекращаем крутить стартер.
  2. Теперь, прокручивая по чуть-чуть коленвал за гайку шкива ключом на 38, добиваемся совпадения меток на шкиве и блоке цилиндров со средней меткой, которая означает 5 градусов.
  3. Отцепляем защёлки с крышки трамблёра и смотрим на направление бегунка: когда он расположен так, как на фото, то уже полдела сделано. Если нет, то рожковым ключом или накидным на 13 откручиваем гайку, вынимаем трамблёр и ставим всё обратно в требуемое положение.

Расположение корпуса трамблёра

Требуемое положение трамблёра и бегунка относительно блока цилиндров

Делаем отметку маркером на блоке цилиндров для дальнейшей оптимизации настройки зажигания.

Для удобства настройки зажигания

  • Теперь подключаем нашу лампочку одним проводом к плюсовому выводу катушки зажигания, а вторым проводом на «массу». Центральный провод катушки вытаскиваем из крышки распределителя и фиксируем на расстоянии примерно 1—5 мм от «массы». Это делается для того, чтобы предотвратить пробой катушки зажигания на «массу».
  • Включив зажигание, медленно поворачиваем корпус распределителя зажигания (трамблёра) по направлению движения часовой стрелки и смотрим, когда потухнет лампочка. Если она не горела, то оставляем всё как есть.
  • Медленно вращаем корпус распределителя в обратном направлении, добиваемся момента, когда лампочка загорится и ключом на 13 фиксируем крепление корпуса.
  • Зажигание выключаем, крышку трамблёра и центральный провод возвращаем на место. Отцепляем провода лампочки-контрольки.
Ссылка на основную публикацию
Похожее