Нива Шевроле: система охлаждения
Работа двигателя при нормальном температурном режиме обеспечивается за счет функционирования узлов, входящих в его состав. Это магистраль замкнутого типа с вентиляцией принудительного действия.
Перечень элементов, обеспечивающих теплообмен:
- Насос для перекачивания воды.
- Термостат.
- Вентиляторы.
- Радиатор.
- Расширительный бак.
Под действием центробежной силы функционирует помпа. Во время вращения лопастей нагнетается охлаждающая жидкость, при этом создается разность давления, поэтому тосол движется по магистрали.
Для эффективного функционирования теплообменника, в состав которого входит радиатор, предусмотрен термостат для открытия и закрытия движения охлаждающей жидкости по кругу. Последний необходим для поддержания равновесия в системе и имеет настройки завода-изготовителя — открывается при диапазоне температур от 75 до 80°C.
В составе радиатора имеется два бачка, соединенных по горизонтали каналами из алюминия:
- в один поступает ОЖ;
- из другого — выходит ОЖ.
Теплообмен обеспечивается по площади радиатора.
При нагревании жидкость имеет свойство расширяться. Чтобы не создавалось избыточного давления, конструктивно предусмотрен расширительный бачок для ее приема. На последнем предусмотрена крышка с перепускным клапаном для повышения давления в системе. За счет перехода на закрытый тип удалось добиться повышения температуры кипения и исключить потери при вытекании из бачка.
Заправочные емкости популярного внедорожника Нива Шевроле должны быть заполнены с учетом рекомендаций завода. Только так все системы смогут функционировать полноценно.
В этой статье расскажем о том, какие объемы топлива, моторного и трансмиссионное масел, тормозной и других рабочих жидкостей следует заливать в Chevrolet Niva. Кроме того, обратим внимание на самые важные параметры масел и назовем рекомендуемые производителем составы.
Виды и объемы заправочных емкостей Нива Шевроле
Основным и самым большим заправочным элементом автомобиля Chevrolet Niva является топливный бак – он вмещает 58 литров топлива.
В заливке подходящих рабочих жидкостей нуждаются также:
- Системы охлаждения и смазки двигателя
- Картеры мостов и коробки передач
- Передний и задний амортизаторы
- Бачки омывателей и кондиционера
- Гидроусилитель руля и гидропровод тормоза
Практически все резервуары сделаны из пластмассы и нержавеющей стали, способной выдерживать агрессивную углеводородную среду в течении длительного времени.
В систему охлаждения Шевроле Нива входит радиатор, насос, датчик, термостат, вентилятор, расширительный бачок, шланги и другие элементы. Вместимость радиатора – 8 литров.
Система смазки Chevrolet Niva является комбинированной. Насос подает масло под давлением на подшипники, коленчатый вал, винтовую шестерню привода. Часть деталей смазывается разбрызгиванием. Общий объем системы смазки двигателя составляет 3,75 л.
Картер коробки передач вмещает 1,6 литров трансмиссионного масла, раздаточная коробка – 0,79 литра, передний мост – 1,15 литра, задний – 1,3 литра.
В гидравлический передний амортизатор заливают 0,15 литра рабочей жидкости, в задний 0,215 литра.
В заправке нуждаются также бачки омывателя двери и ветрового стекла, вместимость которых составляет 2 и 5 литров соответственно. Кондиционер требует 0,650 литра хладагента и 0,22 литра масла.
Шевроле Нива оборудована гидроусилителем руля (1,7 литров) и двумя независимыми тормозными системами. Рабочая имеет гидравлический привод, стояночная – механический. Контуры разделены между собой. Бачок гидропривода тормозов вмещает 0,5 литров специальной жидкости, привод выключения сцепления – 0,15 литров.
Рекомендуемые масла и рабочие жидкости
Для двигателя Шевроле Нива рекомендуется применять моторные масла следующих классов вязкости по SAE:
- 5W-30: от -25 до +20 °С
- 5W-40: от -25 до +35 °С
- 10W-30: от -20 до +30 °С
- 10W-40: от -20 до +35 °С
- 15W-40: от -15 до +45 °С
- 20W-40: от -10 до +45 °С
Уровень эксплуатационных свойств моторных масел должен соответствовать API SG, SH, SJ; ASEA A2; CCMC G3, G4.
Для других систем применяются трансмиссионные масла.
В коробке передач и раздаточной коробке – жидкости с вязкостью по SAE: 75 W-90; 80 W-85; 80 W-90. Уровень эксплуатационных свойств – API GL-4 или GL-4/ GL-5.
Для мостов подойдут масла 80 W-90 или 85 W-90, соответствующие категориям GL-5 или GL-4/ GL-5 по API.
В передний и задний амортизатор заливают эксплуатационную жидкость «Славол-АЖ» или ГРЖ-12.
В гидроусилителе руля рекомендуется использовать гидравлическое масло Pentosin Hidraulik Fluid CHF11S VW52137.
Система гидропривода тормозов и сцепления обслуживается тормозными жидкостями типа DOT-4 SAE J 1703, FMSS116.
Обратите внимание! Для поддержания всех механизмов Chevrolet Niva в рабочем состоянии уровень необходимых сервисных материалов должен регулярно отслеживаться. В помощь водителю автомобиль оснащен индикаторами для определения достаточного количества рабочих жидкостей и сигнальной лампочкой.
Сколько антифриза в системе охлаждения, таблица объема
Согласно сведениям о техническом обслуживании автомобиля антифриз следует менять после пробега авто в 60 тыс. км. Тосол приходит в негодность уже после пробега в 20 тыс. км.
Важно. Выбор охлаждающей жидкости лучше отдать в пользу концентрата. Основное преимущество — его можно развести в требуемой пропорции, так как после выполнения промывки в системе остается дистиллированная вода.
Отличным выбором считается продукт Castrol Radicool SF. Если предпочтение отдать готовому средству, то рекомендуется выбирать — AGA Z4, G12 Re или FELIX Carbox G12+.
Таблица (Нива Шевроле) объема антифриза:
Наименование модели авто | Объем двигателя | Показатель литров ОЖ в системе | ОЖ и ее аналоги |
Niva Сhevrolet | 1,7 л | 8,2 л |
|
Таблицы характеристик масел двигателя
Таблица 1. Сравнительные характеристики минералки и синтетики
Сравнительные характеристики минерального и синтетических масел
Таблица 2. Рекомендации по применению масел с различными температурными условиями эксплуатации двигателя
Max t°C окружающей среды | Вязкость по SAE J 300 | Min t°С холодного пуска двигателя |
25 | 0W-30 | < -35 |
30 | 0W-40 | < -35 |
25 | 5W-30 | -30 |
35 | 5W-40 | -30 |
25 | 10W-30 | -25 |
35 | 10W-40 | -25 |
45 | 15W-40 | -20 |
45 | 20W-40 | -10 |
Какая охлаждающая жидкость рекомендуется для Нивы Шевроле
Оптимальным вариантом при выборе охлаждающей жидкости будут продукты, содержащие в составе:
- пропиленгликоль либо этиленглиголь (агрессивное вещество);
- воду дистиллированную;
- присадки (силикатные, карбосиликатные или гибридные).
Отличной теплоотдачей, повышенной температурой охлаждения и длительным сроком эксплуатации обладают средства с карбосилиткатными присадками, также они не дают образовываться жировым отложениям. Снижению температуры и появлению ржавчины способствуют силикатные присадки.
Важно! Качественная охлаждающая жидкость должна обладать повышенной теплопроводностью и высокой температурой кипения. При эксплуатации не должно образовываться пены и накипи, а в холодное время года жидкость не должна замерзать.
Для машины Нива Шевроле идеально подойдет антифриз G12. Замена ОЖ выполняется раз в 2 года или после 60 тыс. км пробега. Если изменился цвет жидкости, это еще один повод, чтобы заменить ОЖ. При приобретении рыжеватого тона следует обратить внимание, что химические свойства состава изменились.
Замена трансмиссионного масла
Для бесперебойной работы коробки переключения передач необходима замена трансмиссионного масла каждые 50 тысяч километров пробега. Производители автомобиля Нива Шевроле рекомендуют заливать в картеры трансмиссии, мостов и раздаточной коробки синтетические или полусинтетические масла, которые не утрачивают своих характеристик при низких температурах. Для полной замены потребуется 3 л масла.
Вначале необходимо слить отработанное масло с коробки переключения передач. Для этого откручивают заливную и сливную пробку, предварительно очистив их от грязи. На внутренней стороне сливной пробки находится магнит для сбора металлических частиц, которые образуются во время работы.
Слив отработку и закрутив сливную пробку, шприцом закачивают новое масло. Затем, закрутив пробку, нужно завести двигатель и дать ему поработать на первой передаче 10 минут. После этого измерить щупом уровень масла и если он упал, долить недостающее количество. По этой же схеме меняют смазочную жидкость в переднем и заднем мосту автомобиля.
Важно! В КПП и раздатку ВАЗ-2123 нельзя заливать масла, содержащие сернисто-фосфорные присадки, которые нарушают работу синхронизаторов. При замене трансмиссионного масла нужно учесть его вязкость в зависимости от сезона.
Периодичность замены — какой антифриз заливать
Охлаждающая жидкость постепенно теряет свои свойства, поскольку постоянно циркулирует внутри системы авто. Теплопроводность утрачивается, уровень ингибиторов понижается и начинается пенообразование.
Если своевременно не произвести замену антифриза, то это обстоятельство может стать причиной образования коррозии металла и перегрева двигателя.
Сроки замены зависят от:
- Качества продукта.
- Условий эксплуатации авто.
Процедуру в среднем проводят раз в 2-3 года. Согласно установленному регламенту замена антифриза осуществляется каждое пятилетие либо после пробега в 250 000 км в год.
Но в некоторых случаях этот срок сокращается по следующим причинам:
- Наличие осадка или помутнения в расширительном баке.
- С внутренней стороны бачка, у горловины образовался налет желеобразной массы. Даже если это заметно при отрицательных температурах, то необходимость замены существует.
Внимание! Если антифриз стал бурого или ржавого цвета, то производить его замену необходимо срочно, так как металл начал активно ржаветь.
Объем заливаемой охлаждающей жидкости зависит от объема движка, составляет 6,3-10 л.
Замена жидкости в стеклоомывателях
Во время движения на стекла автомобиля оседает грязь, что ухудшает видимость. Очистить стекла помогают стеклоомыватели. В автомобиле ВАЗ-2123 предусмотрены стеклоомыватели лобового и заднего стекла. Бачок для омывающей жидкости ветрового стекла находится в моторном отсеке. Чтобы электродвигатель стеклоомывателя не вышел из строя нужно контролировать уровень жидкости в бачке и очищать фильтр от загрязнений.
При необходимости нужно залить омывающую жидкость до горловины бачка. В теплое время года для этих целей можно использовать обычную воду. Зимой заливают незамерзающую жидкость. Стеклоомыватель заднего стекла под обивкой двери. Достаточно открутить колпачок, чтобы долить в него омывающую жидкость.
Определяем уровень
Перед заправкой рекомендуется определить уровень масла в авто:
1. Откройте капот и найдите контрольное отверстие — там вы увидите щуп для измерения уровня масла в двигателе (он расположен в середине блока цилиндров на крышке сапуна системы вентиляции картера);
2. Извлеките щуп и протрите его тряпкой, чтобы удалить остатки масла;
3. Вставьте щуп обратно, а спустя 5-10 секунд вновь извлеките его – в норме масло должно находиться между о и «МАКС».
Жидкости промывочные для системы смазывания двигателя
Марка жидкости
Изготовитель
Нормативный документ
ОАО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», г. Кстово, ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», г. Пермь
ОАО «Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод», г. Уфа
OAO «Ангарская нефтехимическая компания», г. Ангарск
МП СИНТЕТИК МП КЛАССИК
ОАО «Омский НПЗ», г Омск
Примечание. Жидкости промывочные применяются при техническом обслуживании в соответствии с сервисной книжкой во время замены рабочего моторного масла на свежее.
Виды масел
Минеральные
Этот продукт получается путём обработки (очистки) сырого масла, появляющегося при перегонке нефти. В последующем процессе подготовки минеральные масла проходят смешивания со всевозможными присадками, улучшающими вязкость материала и износоустойчивые качества смазочной жидкости. Минеральные масла доступны в ценовом эквиваленте, но их использование в чистом виде с каждым годом уменьшается. Причина – в низких рабочих характеристиках. При высоких температурах минеральное масло выгорает, что уменьшает качество смазочного эффекта. Это означает увеличение износа деталей двигателя, ухудшение его работы, перерасход топлива и множество других неприятных последствий.
Синтетические
Смазочные жидкости данного вида производятся путём проведения сложных химических процессов. Они выделяются термостойкостью и долговременным сохранением вязкостных качеств. Присадки, добавляемые к синтетике, способствуют улучшению смазывающих характеристик жидкости, что уменьшает износ деталей поршневой группы и других соприкасающихся при трении частей двигателя. Эти параметры качественно влияют на длительность работы всего силового агрегата.
Плюс синтетических масел состоит ещё и в том, что оно имеет большую текучесть, что очень важно в холодное время, так как не происходит загустевание смазочной жидкости, и мотор авто легче заводится и работает.
Полусинтетические
К этому виду относятся смазочные жидкости смешанного характера, то есть в состав полусинтетики входит от 70 до 80 процентов минерального масла и от 20 до 30 процентов синтетического.
Сколько заливать
Объем заливаемой жидкости в коробку передач Chevrolet Niva составляет 1,6 литра. Столько масла влезет после полноценной прочистки КПП от старого вещества и различных отложений. Полная промывка трансмиссии необходима при большом пробеге. Процедура выполняется в дилерском центре, либо домашним способом. Здесь самое главное – это этап промывки, при котором специальном вещество прогоняется по всей трансмиссии при включенном двигателе. Затем промывочная жидкость сливается из коробки, и потом вводится новое масло в указанном объеме 1,6 литра. Уровень жидкости доводят до нормы мерным щупом.
Какое масло заливают в Ниву с завода
Согласно данным Закрытого Акционерного Общества «Джи-Эм АвтоВАЗ», на конвейере в двигатель заливают исключительно полусинтетическое моторное масло по стандарту SAE 5w-30 (по стандарту АРI — SL/SF), не указывая производителя смазки.
Завод-изготовитель рекомендует моторное масло PETRO-CANADA SUPREME
При этом для долива на первом ТО Дженерал Моторз рекомендует использовать полусинтетические масла PETRO-CANADA SUPREME с вязкостными характеристиками 5w-30 или 5w-40. Кроме этого допускается использовать масло Champion Active Defence 10W-40 SN.